President Putin on working visit to Yerevan

24 апреля Владимир Путин присутствовал на траурных мероприятиях, посвященных столетию Геноцида, устроенного Османской империей против армянского народа. Между тем, его визит носил не только гуманитарный, но и политический характер.

Президент Путин просто не мог не приехать. И дело тут даже не в том, что Россия — одна из нескольких десятков стран мира, признавших Геноцид. И не в том, что Путину нужно было поговорить с Олландом по Мистралям и по Украине, а снова лететь в Москву французскому президенту уже было не с руки — западные товарищи бы не поняли. Дело в том, что российско-армянские отношения в последние месяцы были омрачены рядом кризисов. Связанных как с некоторыми наметившимися критичными установками армянского общества и элиты, так и недостаточным вниманием и уважением к Армении со стороны России. Систематическим недостаточным вниманием, которое идет уже не один год, и к сегодняшнему дню вылилось в недопонимание между народами. Если бы Путин сейчас проигнорировал траурные мероприятия, то это могло негативно отразиться на российско-армянских отношениях. Разрыв которых не только бы лишил Армению Карабаха и, возможно, независимости, но и привел бы к созданию на Южном Кавказе масштабной азербайджанско-турецкой оси, отрезающей Россию от Ближнего Востока и имеющей возможность дестабилизировать российский Северный Кавказ. Такая перспектива Москву отнюдь не воодушевляет, поэтому она приняла решение экстренно исправлять российско-армянские отношения.

И вроде как у нее это получается — внешне визит российского президента прошел хорошо. Путина встречали аплодисментами. «Мы искренне сопереживаем армянскому народу, испытавшему одну из самых страшных трагедий в истории человечества. Более полутора миллионов мирных людей были убиты, искалечены, а свыше шестисот тысяч – изгнаны из родных домов, подверглись массовым репрессиям. Были разрушены многие бесценные памятники архитектуры и духовные святыни, сожжены древние книги и бесценные рукописи, — говорил российский президент. — Мы скорбим вместе с армянским народом. Позиция России была и остается последовательной. Мы всегда считали, что массовому убийству людей нет и не может быть никаких оправданий». Сама речь Путина несколько раз прерывалась аплодисментами, а затем президента России отдельно похвалил его армянский визави.  «Сегодня в выступлении вы нашли слова, которые затронули душу каждого армянина. И по моей оценке, по оценке наших граждан, это слова руководителя союзнических государств, руководителя братского государства», — заявил Серж Саргсян.

Между тем, визит Путина не решил проблему, а лишь отчасти «обнулил» негативный фон российско-армянских событий последних месяцев. По сути фундамент отношений между двумя странами должен состоять из трех составляющих — экономического сотрудничества, российского военного «зонтика» и идейно-культурной сопричастности. С первой составляющей проблем нет. «Капиталовложения российские в Армению растут. Сорок процентов всех иностранных инвестиций — это инвестиции российского происхождения», — отметил Путин. В Ереване тоже в общем-то понимают всю выгоду от экономического сотрудничества с Россией, и даже в какой-то степени безальтернативность вхождения в Евразийский союз. «Как вы думаете, граждане Армении готовы были сегодня платить 350 долларов за газ, они готовы были затянуть пояса на ближайшие 5-10-15 лет, жить еще хуже, но иметь договор о свободной торговле? — вопрошал недавно Серж Саргсян. — Исходя из каких-то политических мотивов, я должен был принять решения, которые приведут тысячи семей к банкротству, чтобы потом хвалить себя и говорить, что я принял правильное решение, заключил соглашение с “цивилизованной” Европой?».

А вот по двум другим пунктам сотрудничества есть вопросы. Так, теоретически Россия являлась и является гарантом того, что азербайджанские войска не попытаются устроить в Карабахе блицкриг. Однако в реальности армяне возмущались и будут возмущаться продажей российского оружия в Азербайджан. Переубедить их, учитывая отношение в стране к азербайджанцам, будет сложно, а предлагаемые Ереваном компромиссные решения (например, обязательство России обсуждать с Арменией, какие виды оружия нужно поставлять в Азербайджан, а какие нет) по понятным причинам Москвой даже не рассматриваются.

С  идейно-культурной сопричастностью тоже не все гладко. Путин подчеркивал «особый характер отношений между Арменией и Россией и между армянским и русским народом, и другими народами Российской Федерации». Однако жить прошлым нельзя, и особые отношения выветриваются под грузом сиюминутных проблем и недомолвок, а также из-за недостаточной информационной работы России. Как в Армении, так и в целом на постсоветском пространстве. Поэтому Москве предстоит системная работа по укреплению своей позиции в стране, являющейся единственным союзником России на Южном Кавказе.

Некоторые аналитики опасались, что визит Путина в Ереван повлечет за собой обострение российско-турецких отноешний. И действительно, в Анкаре слова Путина приняли весьма болезненно. «Президент России Владимир Путин, несмотря на все наши предостережения и призывы, расценил события 1915 года как геноцид. Такие заявления с точки зрения Турции являются неприемлемыми», — говорится в заявлении, опубликованном на сайте турецкого МИД. Дипломаты не преминули уколоть Россию, отметив, что она лучше знает что такое геноцид, поскольку на ее территории в течение последних 100 лет «совершались массовые убийства, ссылки и применялись другие методы коллективного наказания».

Между тем, ожидать какую-то дальнейшую реакцию со стороны Анкары не стоит — нынешние острые слова были лишь необходимым ответом. Скорее всего дальше Россия и Турция будут продолжать взаимовыгодное сотрудничество по ряду направлений, начиная с торговли и заканчивая «Голубым потоком». Слишком важна сейчас Россия для Турции, чтобы на ровном месте портить с ней отношения.

Следите за последними событиями в нашей Twitter-трансляции.

Наша группа в Facebook.

Источник публикации