148

Российско-польские отношения сползают к полномасштабному кризису. И дело не только в разногласиях вокруг Украины, которую Польша рассматривает как свою сферу влияния, а интеграцию Киева в евроструктуры — как собственный проект, реализация которого станет основанием для претензий Польши на региональное лидерство. Страна в целом взяла курс на конфликт с Россией, почувствовав, что сейчас в Европе его поддержат.

Политики в Варшаве бьют по сакральной точке российской истории — памяти о Второй мировой войне. Министр иностранных дел Польши  Гжегож Схетына сначала заявил, что узников Освенцима освобождали не советские, а именно украинские войска, а затем добавил, что и День Победы можно отмечать не в Москве, а в другом городе. В ответ Россия выгоняет польское консульство из Санкт-Петербурга.

Власти польского города Гданьск, где расположено генконсульство РФ,  сразу же потребовали от российского представительства выплатить долги по арендным платежам. Обращение поступило от имени государственного казначейства Польши. Ранее вопрос арендных выплат не поднимался, так как на протяжении последних десяти лет «длились двусторонние консультации по вопросам комплексного урегулирования правового статуса польской дипломатической недвижимости в России и российской дипломатической недвижимости в Польше».

О причинах нынешнего конфликта и его возможных последствиях в интервью Эксперту рассказал специалист по Восточной Европе, доцент Высшей Школы Экономики Дмитрий Офицеров-Бельский.

С чем связаны нынешние скандальные антироссийские заявления министра Схетыны? Ведь при его предшественнике Радославе Сикорском такого не было. Эту позицию можно считать маргинальной?

Во-первых, Схетына — не маргинал, а еще в недавнем прошлом — один из «серых кардиналов» польской политики. Он какое-то время был маршалом Сейма, а после смерти Качиньского занимал пост и.о. президента Польши. Однако затем произошел коррупционный скандал, связанный с игорным бизнесом и личными интересами в нем Схетыны. После этого Схетына ушел в тень, однако возглавлял одну из двух крупнейших группировок «гражданской платформы» в Сейме.

Во-вторых, эти заявления считаются скандальными лишь в России. В Польше же они рассматриваются как вполне адекватные. Причин этому несколько. Начнем с того, что для современных поляков Вторая мировая все больше ассоциируется с Катынью и героизмом поляков при Монте-Кассино, Варшавским восстанием и последующей советской «оккупацией». Последние 25 лет в стране ознаменовались серьезным изменением символов, образов и знаков. Запад, кстати, Польшу фактически поддерживает. Для них Вторая мировая — это битва при Эль-Аламейне, Перл-Харбор, война с Японией и «какие-то там события» на Восточном фронте. Те же американцы делают аналогичные Схетыне заявления — в своем недавнем выступлении в Белграде тамошний посол  США тоже рассказывал, что столицу Югославии освобождали украинские войска.

В-третьих, заявления Схетыны являются демонстрацией абсолютного консенсуса по российскому вопросу, сложившегося в польском истеблишменте. Да, там есть разные энфант террибль наподобие Януша Паликота или Януша Корвин-Микке — польского шляхтича с висящими усами, мечтающего вернуться в XIX век и развалить Европейский союз. Однако все мейнстримные политики придерживаются одинаковых внешнеполитических позиций: русских надо наказать (даже обычно умеренный Лех Валенса призывает судить Путина в Гаагском трибунале), а Украине — помочь. Если говорить о финансовой помощи, то тут поляки — абсолютные реалисты, и учитывают особенности украинской реальности. Так, на днях в Варшаве было принято решение о выделении Украине 100 миллионов евро. Но поскольку у этой страны серьезные проблемы с коррупцией, самих денег им никто не даст — поляки просят украинское руководство указать, что надо построить и восстановить, и польские компании займутся этими процессами за счет выделенных польскими властями денег. Таким образом, Варшава не только спасает эту помощь от разворовывания, но и частично вкладывает ее в экономику Польши.

Этот консенсус предполагает что-либо еще кроме финансовой помощи?

В то время, как польские фермеры проводят массовые акции протеста против санкционной войны с Россией и спрашивают, почему деньги на украинцев есть, а на собственное население нет, польский политический мейнстрим не собирается останавливаться лишь на выделении средств. Если послушать польских политиков, имеющих отношение к будущим президентским выборам (например, Анджея Дуду — кандидата от «Права и справедливости»), то они говорят не только о необходимости поставлять Украине оружие, но и о возможности отправки войск. Они рассматривают «сдерживание русской агрессии» как ответственность Польши перед НАТО и коллективным Западом.

Вообще польские политики, видимо, рады, что со своей позицией наконец-то стали востребованными. Вспомним, что на протяжении последних лет у поляков была репутация отъявленных русофобов, которые постоянно создают проблемы не только в отношениях между Европой и Россией, но и между Вашингтоном и Москвой. Взять хотя бы ситуацию с американским ПРО в Польше — Москва требовала отказаться от размещения противоракет, США говорили, что все это против Ирана, после чего поляки выступают и говорят, что им нужно поставить системы «Пэтриот» для защиты от русских противоракет и тем самым увязывают противоракеты в Польше с якобы российской угрозой.

А ушедший на повышение в евроструктуры Дональд Туск тоже является частью этого антироссийского консенсуса? Как можно оценивать его действия на новом посту?

Туск сейчас возглавляет Совет Европы, и ведет себя крайне осторожно и не позволяет себе особой самодеятельности. Этому есть несколько причин. Во-первых, Туск недавно в должности, и не знает предела своих полномочий — не столько юридических, сколько фактических. На бумаге его пост очень влиятельный, но, с другой стороны, полностью подконтрольный Ангеле Меркель. Все важные вопросы решаются в Берлине. Во-вторых, он понимает, что Европа расколота. В ЕС есть страны, которые латентно нелояльны позициям Берлина и Вашингтона, и при первой возможности они будут выражать свою политику. Поэтому тут надо быть очень осторожным для того, чтобы не превратить этот раскол в какой-то тектонический разлом.

Чем Москва ответит на этот польский консенсус?

Россия уже отвечает провокациями на провокации. Так, в октябре прошлого года министр культуры Владимир Мединский предложил установить в Кракове памятник русским жертвам польских концлагерей. Кроме того, ответом стало и недавнее решение санкт-петербургского суда о судьбе польского консульства. Поскольку консульство не платит арендную плату еще с 90-х годов, принято решение взыскать с него 74 миллиона рублей или выселить, если поляки платить не будут. А они не будут, поскольку принятое решение противоречит Венской конвенции и дипломатической практике — диппредставительство не может быть ответчиком в делах внутреннего порядка. Более того, если оно находится в арендованном здании, то деньги за эту аренду платит принимающая сторона. Наши диппредставительства в Польше, между прочим, никакой арендной платы не вносят.

Нынешнее решение питерского суда может стать началом нового витка конфликта и повлечь за собой симметричный ответ Варшавы. Еще с 1990-х годов в Польше идет дискуссия относительно диспаритета диппредставительств между нашими странами. Польские политики говорят о том, что у русских слишком много дипломатической собственности в Польше, и на фоне скандала в Санкт-Петербурге могут сократить ее количество.

К чему вообще может привести российско-польская спираль конфронтации?

Сейчас отношения между двумя странами плохие, но они хотя бы есть. Нынешняя же дипломатическая война может привести к сворачиванию отношений на долгие годы. Полякам это сворачивание крайне невыгодно, их полностью устраивает нынешний статус на Западе как главных экспертов по России. Однако если Россия выключится от взаимодействия с Варшавой, она не сможет одновременно с этим отключить поляков от коммуникации со странами постсоветского пространства, особенно с Белоруссией и Украиной. Москва потеряет контроль за процессами, что вкупе с некоторыми другими предпосылками будет способствовать дальнейшему сближению той же Белоруссии с Западом. Поэтому в интересах обеих сторон прекратить раскручивать спираль и вернуть отношения к состоянию управляемого конфликта.

Следите за последними событиями в нашей Twitter-трансляции.

Наша группа в Facebook.

Источник публикации