464

Верховная Рада приняла Закон о статусе отдельных территорий Луганской и Донецкой областей. Таким образом, реализация минского соглашения по одному из ключевых пунктов фактически приостановлена.

За данное решение проголосовали 296 из 356 народных депутатов, зарегистрированных в сессионном зале. Но не сразу. Ряд представителей коалиции отказывались голосовать за законопроект, поскольку он, по их мнению, легитимирует раздел страны. «Позиция фракции Радикальной партии однозначна: мы не поддерживаем эти законопроекты. Эти законы – это легализация российской оккупации. Эти территории должны иметь не какой-то особый статус, а статус оккупированных территорий», — заявил лидер Радикальной партии Олег Ляшко. По словам Юлии Тимошенко, Раду фактически просили принять новую границу между Украиной и Россией. «Мы определяем территории не для государственной границы, потому что государственная граница у нас единая, — возражал ей Владимир Гройсман. — Мы определяем территории, которые должны реинтегрировать и вырвать из лап агрессора, оккупанта и террориста».

Однако проблема в том, что закон не просто «определяет территории» (как и должен был согласно минскому соглашению), но и формулирует условия проведения местных выборов. По словам главы фракции «Блока Петра Порошенко» в Верховной Раде Юрия Луценко,  выборы пройдут лишь тогда, «когда на этой части Донбасса будут украинские флаги, украинская милиция, украинские партии, украинские законы». Там должно быть возобновлено вещание украинских телеканалов. Еще одним из условий стал вывод из Донбасса всех «незаконных вооруженных формирований. «Пока там будут банды и пока будут российские войска мы не видим возможности по украинским законам по провести там выборы», — заявил нардеп Сергей Пашинский. И, по словам Киева, лишь после новых выборов местных властей продолжится дальнейшая имплементация Минского соглашения. «Мы будем иметь дело с представителями Донецка и Луганска, которые будут избраны легитимно, по украинскому законодательству, в процессе, который будет отвечать международным стандартам», — заявил Петр  Порошенко.

«Это фактически формат возвращения контроля Украины над этими территориями», — заявила зампредседателя фракции «Народный фронт» в Верховной Раде Виктория Сюмар. Однако проблема в том, что Минские соглашения подразумевают несколько иной формат возврата этих территорий в правовое поле Украины — более длительный и более компромиссный. Так, ни о каком роспуске «незаконных вооруженных формирований» в Минском соглашении речи не шло  — ополченцы там назывались просто «вооруженными формированиями отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины», и предлагалось их переформатирование в Народную милицию. Более того, все вопросы касательно выборов должны были решаться при согласовании с ополченцами — Киев просто не имел права выставлять в одностороннем порядке какие-то условиях их проведения.

В итоге неудивительно, что вице-спикер Народного Совета ДНР Денис Пушилин назвал принятый закон фактически точкой невозврата. «Минские договоренности не предусматривают внесение поправок в закон о статусе Донбасса. Порошенко по сути прицепом вносит ряд поправок, которые… подталкивают нас к выводу, что этот закон перестает быть жизнеспособным», — отметил чиновник. А значит и повышается вероятность возобновления боевых действий. Собственно, руководство самопровозглашенных республик говорит об этом открыто. «Мы должны занять все наши города, где проходил референдум (прим — о независимости республики), а дальше уже политически сотрудничать (прим. — с Киевом) как равные партнеры», — заявил Александр Захарченко. И перспективы для наступления, по мнению ополченцев, неплохие — недавние события в Константиновке продемонстрировали всем, что на подконтрольной Украине части Донбасса население настроено против Киева, и достаточно искры для того, чтобы там вспыхнуло восстание. Это понял даже Киев, в результате чего риторика официальных властей в отношении бунтующего населения буквально за сутки изменилась. Если 16 марта говорили о жестком наказании протестующих, то уже 17 марта Генштаб признал, что «по предварительной информации, военнослужащий, находившийся за рулем, был в нетрезвом состоянии», и заявил, что «такое поведение недопустимо для военнослужащих наших вооруженных сил».

Москва, Донецк и Луганск очень надеются, что на позицию Киева повлияет Запад, не заинтересованный в срыве Минского формата. Спикер парламента ДНР Андрей Пургин уже заявил, что принятый Радой закон — «демонстрация неуважения не только к гражданам Донбасса, но и к лидерам Германии, Франции и России».

В самом Евросоюзе понимают масштаб проблем с Украиной, и признают, что выйти из украинского партера Москва и Брюссель смогут нескоро. «Если нам повезет, если нам удастся усмирить военную ситуацию, если нам удастся приступить к реализации политического процесса, я не преувеличиваю, когда говорю, что это может занять годы или десятилетия, или даже больше, для того чтобы политическое решение заработало», — заявил Франк Вальтер Штайнмайер. При этом Киев будет продолжать выбивать у стран Запада средства на поддержание нынешнего украинского режима. «Пакет помощи, который нам предоставили, должен стабилизировать финансовую банковскую систему, но его недостаточно, чтобы серьезно возобновить рост и способствовать росту… Я надеюсь на большую поддержку», — говорит глава Минфина Наталья Яресько.

Теоретически, конечно, подобные надежды должны быть хорошим средством давления на Украину — ЕС вполне мог бы привязать дальнейшее выделение средств на поддержку штанов с выполнением Киевом условий минского соглашения. Однако для этого нужна политическая воля и консолидированное решение, которых пока нет. Появилась ли она, может быть понятно уже 20 марта — на этот день назначены очередные трехсторонние переговоры между Москвой, Брюсселем и Киевом по газовому вопросу. Европе и России крайне важно принудить Украину начать наконец закупки российского газа летом для того, чтобы закачать нужные объемы «голубого топлива» в подземные хранилища. Киев, скорее всего, потребует деньги на закупку этого газа (а это несколько миллиардов долларов) у Евросоюза. И если ЕС не сможет принудить Украину соблюдать соглашения, пусть даже ценой очередного финансового вливания в эту страну, то боевые действия на Донбассе могут возобновиться в любой момент.

Следите за последними событиями в нашей Twitter-трансляции.

Наша группа в Facebook.

Источник публикации