471

Украина продолжает делать те же самые ошибки, которые привели ее в январе-феврале 2015 года к потере аэропорта и Дебальцево. На этот раз потери могут быть куда серьезнее.

Украина продолжает полномасштабное дипломатическое давление на Россию. Отчасти смирившись с тем, что ОБСЕ с Донбасса выгнать не получится, официальный Киев выступает хотя бы за изгнание из Мониторинговой группы представителей Мосвы. «Месяцы совместной работы с ОБСЕ дали мне уверенность, что абсолютное большинство офицеров ОБСЕ, которые работают в зоне АТО, они относятся с большим пониманием и объективностью. Скажу больше: если в группе нет представителя Российской Федерации, если в группе нет представителей, которые проявляют сочувствие к России, эта группа абсолютно объективная, и она дает объективную информацию», — заявил заместитель начальника Главного командного центра ВСУ генерал-майор Александр Розмазнин. Для этого, по его словам, РФ должна быть признана стороной конфликта.

По мнению Киева и ряда представителей западных стран, Россия таковой уже давно является, и собранных в пользу этой версии достаточно (в НТО заявляют, что с каждым днем свидетельств российской интервенции становится все больше), тогда как в Москве продолжают объяснять украинским военным и политикам разницу между участием российских добровольцев и участием российских войск. При этом в Кремле от греха подальше объявили гостайной информацию о потерях в ВС РФ в мирное время, однако этот шаг стал рассматриваться как еще одно доказательство того, что российские военнослужащие участвуют в боевых действиях на Донбассе.

По мнению Киева, они не только участвуют, не только поддерживают местных «сепаратистов» (которых, как уверяют проукраинские активисты, в рядах армий ДНР и ЛНР всего ничего — сплошь одни наемники из РФ), но и готовятся к наступательным действиям. «В «учебные центры» боевиков под Лутугино из Луганска и Краснодона продолжается переброска боевой техники, часть из которой перегоняется из РФ российскими военнослужащими, — говорит самопровозглашенный спикер АТО, активист Дмитрий Тымчук. — В настоящее время под Лутугино проходят подготовку подразделения террористов из «армии ЛНР» для действий в северных районах Луганской области».

С одной стороны, кажется, что наступление действительно возможно, поскольку возникает дежавю ситуации образца декабря 2014-января 2015 годов. Как и тогда, Украина продолжает систематически нарушать режим перемирия и обстреливать города Донбасса — прежде всего Горловку и сам Донецк. Как и тогда, украинские власти отрицали эти обстрелы и уверяли, что ополченцы сами обстреливают свои города. Как и тогда, Евросоюз и США не могли или не хотели вынудить Киев соблюдать режим перемирия. И, как и тогда, ополченцы могут решить проблему сами — перейдя в контрнаступление, разгромить украинские войска и попутно захватить новые территории.

Однако с другой стороны на сегодняшний день давать отмашку на наступление Москва, скорее всего, не будет. Во-первых, это похоронит Минское соглашение, в поддержу которого сейчас выступают все три игрока, оспаривающие контроль над украинским пространством (Россия, США и ЕС). Это соглашение куда более выгодно России, нежели предыдущее, поскольку при его полном исполнении Украина придет к широкой децентрализации. Во-вторых, идет российско-европейский диалог, и срывать его тоже не хотелось бы. Более того, наступление будет чревато эскалацией конфликта с Западом (с 1 по 26 июня в Польше и Прибалтике будут проходить масштабные учения НАТО Saber Strike-2015 с привлечением порядка 6 тысяч военнослужащих).

И, наконец, в третьих, у России есть иной способ принудить украинские власти вести себя прилично. В МВФ пояснили, что Киев не получит новых траншей без реструктуризации предыдущих кредитов. «Власти страны намерены завершить реструктуризацию долга в соответствии с целями программы. Это станет залогом обеспечения устойчивости госдолга и продолжения финансирования программы в полном объеме. В широком смысле финансовая поддержка усилий, которые прилагает Украина для проведения реформ, со стороны официальных и частных инвесторов — это жизненно важный фактор для успеха программы», — говорится в заявлении главы миссии ОБСЕ Николая Георгиева. А как известно, одним из самых упертых кредиторов является Россия — Москва не только отказывается реструктуризировать украинский долг, но и грозится подать в суд, если Киев откажется обслуживать взятые у России кредиты (прежде всего те самые 3 миллиарда долларов, которые получил Янукович в конце 2013 году). И, соответственно, без согласия России новых денег от МВФ Украина не получит, а без этих денег кризис в украинской экономике обострится.

Полученные премьер-министром от Верховной Рады полномочия приостанавливать выплаты по отдельным долгам Москву не особо испугали — в России прекрасно понимают, что Запад вряд ли позволит украинским властям заморозить выплату российского долга. Формально это будет означать украинский дефолт, который США и ЕС так усиленно пытаются оттянуть. А вот если Соединенные Штаты и ЕС попытаются обойти эту вилку (то есть найдут способ, как Украине не объявлять дефолт и одновременно отказаться от выплаты денег России), то Москва будет разочарована. Так, как она была разочарована в марте 2014 (после февральского переворота) и зимой 2014-2015 (когда согласие Москвы на деэскалацию и на Минские соглашения не привело к снятию санкций).

Следите за последними событиями в нашей Twitter-трансляции.

Наша группа в Facebook.

Источник публикации