Ukrainian President Poroshenko talks with Prime Minister Yatseniuk in Kiev

Отставка Арсения Яценюка на сегодняшний день маловероятна. Скорее уж премьеру удастся собрать коалицию против президента.

На Украине снова заговорили о возможной отставке премьер-министра. Эту идею подняла не оппозиция, а несколько депутатов из правящей коалиции (один из Блока Петра Порошенко и двое мажоритарщиков из «Свободы»), которые хотят создать временную комиссию парламента по расследованию злоупотреблений в правительстве. «Мы убеждены, что на следующей неделе Арсений Яценюк должен быть отстранен от выполнения обязанностей премьер-министра Украины», — заявил «порошенковец» Сергей Каплин.

Однако шансы на отставку Яценюка минимальны, и какого-то серьезного конфликта внутри коалиции ожидать, пока не стоит — в этом вопросе ситуация с Игорем Коломойским должна стать для всех весьма показательной. Во-первых, позиции президента достаточно слабы, и на конфликт с премьером он пойдет только при  условии четкой и безусловной поддержки со стороны стран Запада. А США и ЕС, дав добро на устранение или, по крайней мере, на ослабление Коломойского, в отношении Яценюка карт-бланш Порошенко пока не дают. Во-вторых, те же страны Запада готовы будут резко и безусловно пресечь любую попытку украинских элит устроить «несанкционированную» чистку, поскольку американцам и европейцам нужна стабилизация киевского режима. Что же касается инициаторов идеи, то их даже в украинском истеблишменте не воспринимают всерьез. «Депутаты от Свободы мутят воду после того как партия провалилась на выборах, а Каплин себе строит имидж вечного «революционера». Он мажоритарщик, и к Блоку Петра Порошенко имеет формальное отношение. По слухам он вообще близок к бывшему министру внутренних дел Виталию Захарченко», — говорит украинский аналитик Дмитрий Марунич.

Однако отсутствие острого открытого конфликта не означает, что этого конфликта нет вообще — он есть, и весьма серьезный. Яценюк и Порошенко рассматривают друг друга как соперников, и не упускают случая как-то поддеть оппонента.  Так, в администрации Порошенко выражают недовольство работой правящей коалиции. «В коалиционном соглашении 513 пунктов, которые необходимо выполнить. На четвертый квартал прошлого и первый квартал этого года приходится 102 обязательства. И если смотреть в этой перспективе, то выполнено около 15%», — возмущается заместитель главы администрации президента Украины Дмитрий Шимкив. Учитывая, что в коалиции ключевое место занимает именно «Народный фронт» Арсения Яценюка, это камень именно в его огород.

Премьеру же, судя по всему, удалось нанести более чувствительный щелчок президнту. Так, 1 апреля Арсений Яценюк совершил незапланированный визит к Ангеле Меркель, после которого фактически выступил против принятого недавно Верховной Радой с подачи Порошенко закона по Донбассу, предусматривающего проведение там выборов только после выполнения ополченцами ряда условий (в том числе собственного разоружения). Премьер заявил, что выборы эти нужно провести как можно скорей, пусть даже и «под дулами автоматов».

Подобный саботаж позиции президента объясняется желанием премьера найти новых друзей. Ни для кого не секрет, что Европа несколько раздражена тем, как Киев пытается сорвать минские соглашения — сначала через внедрение идеи о необходимости миротворческого контингента, а теперь и требованиями о проведении выборов. Ангела Меркель четко давала понять, что выборы должны проводиться сразу же после прекращения огня и отвода тяжелого вооружения (что по большей части уже сделано).

И тут Яценюк как раз и может подсидеть Петра Порошенко — ему всего лишь нужно дать европейцам понять, что он является куда более адекватным и вменяемым партнером чем президент, который вроде как считался проводником европейских интересов. «Яценюк вспомнил о том, что в парламентско-президентской республике премьер является не технической, а политической фигурой, равной президенту, — поясняет украинский политолог Вадим Карасев. — Он хочет подыграть Меркель как гаранту Минских соглашений. Понятно, что формулировка, высказанная премьером, куда больше способствует выполнению этих договоренностей, чем измененный парламентом по инициативе президента закон об особом статусе Донбасса и постановление об оккупированных территориях». По  словам эксперта, фактически даже можно говорить о том, что Яценюк начал переориентацию с Вашингтона на Берлин, а Порошенко двинулся в обратном направлении.

Для России подобные пертурбации внутри правящей коалиции особой угрозы не несут — Москве по сути нужно четкое выполнение минских соглашений, и ей без разницы, кто этот процесс обеспечит — Яценюк или Порошенко. «Ключевое значение имеет строгое следование той поэтапности, которая закреплена и одобрена президентами РФ, Германии, Франции и Украины. Поэтапность эта в значительной степени подвергается испытаниям в связи с известным законом Верховной Рады об особом статусе отдельных районов Луганской и Донецкой областей, который идет вразрез с минскими договоренностями», — говорит Сергей Лавров.  Между тем, Москва, как и Берлин, недовольна поведением Порошенко, которого рассматривала в качестве партнера для ведения дел. И если Арсений Яценюк будет демонстрировать большую готовность соблюдать достигнутые соглашения, то и дела предпочтут вести именно с ним. В такой ситуации президенту будет еще сложнее отправить в отставку амбициозного премьера.

Следите за последними событиями в нашей Twitter-трансляции.

Наша группа в Facebook.

Источник публикации