464

«Мы не настолько мелочны, чтоб реагировать в прессе на каждое появление НАТОвского самолета вблизи наших границ или рядом с нашими машинами в ходе выполнения ими боевых заданий, — так прокомментировал телеканалу ЗВЕЗДА реакцию прессы и МИД Великобритании на пролет российских стратегических бомбардировщиков в нейтральной территории Северного моря военный эксперт Виктор Литовкин. — То, что для наших летчиков рутина, для них повод для разжигания истерии времен «холодной войны».

Напомним, что два стратегических бомбардировщика ВВС России Ту-95МС выполнили задачи по плану воздушного патрулирования, совершив 19-часовой перелет через нейтральные воды Северной Атлантики. На отдельных этапах маршрута бомбардировщики сопровождались самолетами ВВС Великобритании «Тайфун», Норвегии F-16 и Франции «Мираж». При этом в Минобороны России подчеркнули, что все полеты выполнялись в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного пространства над нейтральными водами, не нарушая границ других государств. Однако это не помешало МИД Великобритании вызвать посла России в Лондоне Александра Яковенко для объяснения.

А британская The Daily Express, ссылаясь на источники, сообщила, что на борту одного из самолетов Ту-95МС, совершавших полет над водами Атлантики на прошедшей неделе, находилась по меньшей мере одна ракета с ядерной боеголовкой, предназначенная для поиска и уничтожения новейших английских подлодок класса Vanguard. Правда, то ли показывая чрезмерную осведомленность, то ли сглаживая будущую критику, журналисты сообщили, что ракета находилась «не в боевом положении». Посол России в Великобритании Александр Яковенко заявил британской стороне, что полеты самолетов российских ВВС над проливом Ла-Манш полностью соответствовали международным нормам и не должны рассматриваться как несущие угрозу.

За «угол» и дальше 

«Мы всегда выступали во всей красе с теми, кто нас провоцирует на всякие конфликты, — заявил главком ВВС в 1991 — 1998 годах Петр Дейнекин. — Экипаж дальней авиации, которой я командовал, с начала «холодной войны» постоянно выполняли полеты на разведку авианосных ударных соединений США. Мы долетали до Фарерских островов на Западе и до Филиппин в Тихом океане. Просто в последние годы, таких полетов по экономическим причинам не было, вот британцы и забыли, что мы можем делать».

По словам генерала, летать «за угол» (на авиационном сленге так называется полет вдоль Скандинавского полуострова в строну Великобритании), как называют такие полеты летчики дальней авиации, наши ВВС начали в 80-х годах прошлого века в ответ на размещение американских крылатых ракет большой дальности в Северной Италии, на Юге Германии и Англии. Ту-95МС даже направляли к побережью США.

«Об этом никто не говорил, — вспоминает генерал, но в прошлые годы мы совершили более 300 таких вылетов. Каждый полет длился по 20-22 часа. Самолеты дважды дозаправляли в воздухе. Каждый вылет требовал огромного мастерства и личной отваги летчиков. На таких дальностях, поломка машины или противодействие авиации противника могли привести к гибели экипажей. Помню, как по крылу моего бомбардировщика килем фюзеляжа ударил американец. Чудом обошлось…».

Самолеты НАТО всегда сопровождали наши вылеты «за угол», — вспоминает генерал, не успеваешь повернуть голову как они уже у тебя «на крыле» висят. — Они прекрасно знают, когда и где мы выйдем. Ждут нас в этих точках. Берут на сопровождение и передают по цепочке. Так, что нет ничего удивительно, что ВВС Норвегии сопроводили нас до Германии, немцы до Британии — это давно устоявшаяся практика. По воспоминаниям генерала, в этих полетах были и комичные ситуации. Точно как в фильме «Случай в квадрате 36-80» — мало того, что всех пилотов наших самолетов знают по именам, так еще и подсказывают куда лететь до цели.

«У нас было задание найти и отработать уничтожение американского авианосца, — вспоминает Дейнекин. — Шли парой. Радар фиксирует крупную цель. Мы начинаем атаку. Ведущий остался на эшелоне, а мой самолет пошел на снижение. Выхожу из облаков, а вместо авианосца вижу сухогруз с установленным на нем радиоотражающим щитом, который засвечивает нам радар. Понял, что ошиблись, начинаем боевой разворот на поиск цели и в этот момент у меня с боку «вырисовывается» американский истребитель… Я беру влево, а чернокожий пилот машет мне рукой: «не туда, не туда, в другую сторону…и точно, по его подсказке я выхожу прямо на авианосец».

Есть и совсем анекдотическая история «боевого содружества» российских и американских пилотов. Как рассказывают в Дальней авиации, был эпизод, когда во время сопровождения Ту-95МС американский летчик знаками потребовал показать содержимое бомболюка бомбардировщика. Наши открыли створки… убедившись, что кроме фото аппаратуры внутри самолета ничего нет американец жестами приказал идти на снижение — то есть произвел перехват и требует посадки. Наш пилот «подчинился», вышел на глиссаду американского авианосца и пошел на снижение… Для понимания, Ту-95МС имеет размах крыльев 50 метров. Сесть на авианосец он не способен ни при каких обстоятельствах, но русский пилот пошел в «ва-банк»: выпустил закрылки, шасси, задрал нос… Говорят американцы в этот момент были готовы бросаться за борт.

Военно-политический политес

По данным командования НАТО, в 2014 году ВВС стран Альянса приходилось более 100 раз понимать свои самолеты на перехват российских российских бомбардировщиков. Это втрое больше, чем годом ранее, заявили в Брюсселе. «Выполнение экипажами полетов над акваториями Тихого, Атлантического и Северного ледовитого океана считается естественной для боевой подготовки летчиков дальней авиации работой, — говорит Перт Дейнекин. — По своей продолжительности и дальности они полностью соответствуют аналогичным действиям стратегических бомбардировщиков США. Нам ведь, тоже может не нравится то, что американские стратегические бомбардировщики B-52 находятся в постоянной готовности к боевому применению».

По его словам, недавно американцы перебросили шесть B-52 на авиабазу Андерсен на острове Гуам. Это одна из четырех позиций стратегических бомбардировщиков ВВС США. Местоположение базы обеспечивает прямую поддержку экипажам бомбардировщиков для развертывания сил в Европе, Юго-Западной Азии и в Тихоокеанском регионе. Андерсен считается одной из двух важнейших военных баз США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Еще одна — остров Диего-Гарсия в Индийском океане.

«Полеты российских бомбардировщиков проходят в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного пространства — над нейтральными водами без входа в воздушное пространство и без нарушения границ других государств. Это всегда может быть подтверждено данными объективного контроля, — подчеркивает главком ВВС Виктор Бондарев. Именно поэтому, никаких действий дальше публикации в прессе подобные «инциденты» не несут». Касаясь заявлений ряда зарубежных СМИ о создании самолетом ВВС России воздушного инцидента в небе над акваторией Балтийского моря, Виктор Бондарев отметил, что практика  полетов  военной авиации  и в России, и в странах НАТО не предусматривает использование  транспондера (устройства идентификации гражданского воздушного судна по системе ИКАО). При этом он заявил, что российские средства контроля воздушного пространства фиксируют полеты у границ Российской Федерации иностранных военных самолетов независимо от его оснащенности средствами активного ответа.

Так, по словам Бондарева, в 2014 году разведывательная авиация НАТО выполнила более 200 полетов вблизи границ России, в 2013 году — 125 полетов. Аппаратура, размещенная на борту самолета, позволяет ему вести разведку всей территории Калининградской области», — подчеркивает главком. Это свидетельствует, по мнению экспертов, что не стоит искать в полетах дальней авиации какой-то политической подоплеки. Появление «Медведей» в небе над Северной Атлантикой хоть и попахивает временами «холодной войны», но свидетельствует только том, что у российских ВВС появились средства для полноценной подготовки экипажей дальней авиации. Постоянное боевое дежурство началось еще в 2007 году. С этого момента, как говорит генерал Дейнекин, наши самолеты выполнили около нескольких сотен вылетов в отдаленные регионы мира в «условиях тактического противодействия авиации сопредельных государств». Для сравнения, в период наибольшей активности нашей стратегической авиации в советское время 1985-1987 годы таких полетов было 170.

В ходе патрулирования пилоты учатся ориентироваться в незнакомом воздушном пространстве, дозаправляться в воздухе, ведут радиоэлектронную разведку, а также отрабатывают применение оружия (самолеты летают без ракет, но цели фиксируются радарами, их координаты вводятся в бортовой компьютер). Так, что заявление The Daily Express о противолодочной «ядерной ракете» на борту Ту-95МС откровенный троллинг. У России нет противолодочных ракет для этого типа самолетов. Да это и не нужно, так как подводные лодки ищут и уничтожают другими средствами. Но повод для беспокойства у британцев, честно говоря, есть.

Стратегический раздражитель

По словам командующего Дальней авиацией генерал-лейтенанта Анатолия Жихарева, полеты российских стратегических бомбардировщиков в 2015 году будут такими же интенсивными, как и в текущем году. «По плану стратегического сдерживания полеты Дальней авиации будут продолжены в рамках боевой подготовки с той же интенсивностью», — говорит Жихарев. Кроме того, командующий сообщил, что Дальняя авиация России в 2015 году получит еще шесть модернизированных стратегических бомбардировщиков Ту-160 и доведет количество Ту-95МС в строю до 43 единиц. Модернизация призвана продлить срок эксплуатации самолётов до 2025 года. Ту-95 принят на вооружение в 1957 году, а всего было выпущено 64 машины. Ту-95МС считается основой воздушных стратегических сил России.

«Сейчас подходят к завершению опытно-конструкторские работы по модернизации Ту-95МС, которые проводит петербургский научно-технический центр «Заслон» под руководством ОАО «Туполев», — сообщил источник в авиастроительной отрасли. В ОАК пояснили, что «общая стратегическая цель модернизации — довести срок службы до 40–45 лет с момента производства». Однако, по словам источника в «Туполеве», это не предел — Ту-95 могут успешно использоваться до 2040-х годов.

Машины о которых говорит Жихарев — 43 единицы — это модернизированные Ту-95МС до версии Ту-95МСМ. процесс омоложение «ветерана» касается радиоэлектронного оборудования, прицельно-навигационных комплексов, которые позволит использовать новые стратегические крылатые ракеты Х-101 и Х-555. От своих предшественниц, они отличаются повышенной дальностью полета и неядерным оснащением. То есть машины летят на дальность до 5 тыс. км. и несут обычные — фугасные боеголовки. В полете ракеты не только меняют высоту, но могут лететь и над поверхностью земли, огибая рельеф. Они неуязвима не только для уже стоящих на боевом дежурстве зенитно-ракетных комплексов, но и для еще только создающейся американской системы НПРО. На цель каждую ракету направляет головка самонаведения, получающая данные как с собственной оптико-электронной, так и с многоканальной спутниковой системы навигации ГЛОНАСС.

Справка. Ту-95МС. Размах крыльев — 50,04 м. Длина — 46,17 м. Максимальная скорость — 920 км/ч. Дальность полета — 15 400 км. Экипаж — 8 человек. Самолеты поднимают до 12 000 кг боевой нагрузки. У Ту-95МС она была представлена свободнопадающими бомбами калибром от 1500 до 9000 кг, как фугасными, так и ядерными, подвешиваемыми в фюзеляжном отсеке. Ту-95В брал под фюзеляж (габариты не позволяли размещать в отсеке) тактические ядерные авиабомбы мощностью 20 и 50 мегатонн, массой до 22 тонн. Также предусматривалась подвеска бомбы мощностью 100 Мт. Ракетоносцы также могут брать на подфюзеляжную подвеску 2 контейнера для бомб малого калибра. Может нести крылатые ракеты большой дальности Х-55 (ядерная) и Х-555. Оборонительное вооружение Ту-95МС состоит из 2 спаренных 23-мм двухствольных пушек ГШ-23Л, размещенных в кормовой оборонительной установке.  Боезапас — 2500 выстрелов.

Следите за последними событиями в нашей Twitter-трансляции.

Наша группа в Facebook.

Источник публикации