441

Россия готова помочь Египту в борьбе с международным терроризмом — такое заявление сделал МИД России, после того как боевики «Исламского государства» казнили 21 копта (египетского христианина).

«В Москве глубоко потрясены совершенным в Ливии злодеянием, ставшим очередным доказательством варварской сущности ИГИЛ. Солидарны с дружественным египетским народом и руководством Египта в борьбе с международным терроризмом. Выражаем соболезнования родным и близким жертв этой чудовищной трагедии», — говорится на сайте МИДа России.

«Случившееся подтверждает, что от преступлений террористов страдают, прежде всего, невинные мирные жители, будь то в Ливии, Египте, Сирии, Ираке или какой-либо другой стране региона. Россия будет и впредь оказывать энергичную поддержку борьбе с этим глобальным злом на основе общепризнанных принципов международного права», — добавили там.

Информация о казни египтян (выходцев из города Самалют в провинции Эль-Минья к югу от Каира), которые были захвачены в конце декабря и начале января в районе Сирта, появилась еще в минувший четверг. Тогда сообщалось, что лояльная к ИГ группировка под названием «Джунуд вилайет Тарабулус» («Солдаты провинции Триполи») «пленила и казнила коптов».

После известия о массовой казни в районе ливийской границы в воздух была поднята боевая авиация Египта, а армия начала стягивать к приграничной полосе дополнительные подкрепления. Официальный представитель генштаба поддерживающей власти на востоке ливийской армии Ахмед аль-Мисмари сообщил, что национальные ВВС Египта нанесли серию ударов по боевикам «Исламского государства» в Сирте и его окрестностях. В свою очередь, генерал-майор Халифа Хафтар, возглавляющий антитеррористическую операцию «Достоинство Ливии», уже выступил за египетское «не наземное» военное вмешательство.

«Это закономерная реакция на действия террористического интернационала, — высказал свое мнение телеканалу ЗВЕЗДА главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. — Действия боевиков террористической организации «Исламского государства» давно вышли за пределы Ближнего Востока. Их влияние признали многие другие террористические группировки, которые отождествляют себя с этой организацией, перенимают ее методы борьбы. Это очень серьезный вызов всему миру».

ИГИЛ, как и Аль-Каеда, говорит эксперт, прямое порождение американской политики на Ближнем Востоке. Еще недавно боевики «Исламского государства» поддерживались и финансировались Вашингтоном как умеренная оппозиция сирийскому лидеру Башару Асаду. ИГИЛ должна была сместить, одиозного, по мнению Госдепа, лидера Сирии и привести страну к «демократическим переменам» — таким же, какие сейчас происходят в Афганистане, Ираке и Ливии благодаря американскому вмешательству во внутренние дела этих государств.

Суннитская группировка «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ), воевавшая до последнего времени в Сирии, в прошлом году возглавила наступление на северные и западные районы Ирака. К ИГИЛ присоединились сунниты Ирака, военные из бывшей армии Саддама Хусейна, мелкие террористические группировки. За несколько недель боевики ИГИЛ сумели захватить сразу несколько городов Ирака, а также территории на границе с Сирией и Иорданией. В июне ИГИЛ объявила о создании исламского халифата и призвала джихадистов со всего мира присягнуть ей на верность. Группировка также поменяла название на «Исламское государство» (ИГ).

«Уничтожив Саддама Хусейна и сформировав лояльное Вашингтону правительство, американцы не приняли во внимание тот факт, что их насильственная демократизация Ирака разбудит противоречия в обществе, которые годами сдерживал предыдущий режим, — говори профессор Академии военных наук Вадим Козюлин. — ИГИЛ когда-то был «филиалом» Аль-Каиды. Через какое-то время организация переросла в самостоятельное, обладающее отличной боеспособностью и особой жестокостью сообщество радикальных исламистов. Их претензии на господство в ближневосточном регионе приобретают все более внятные и угрожающие очертания. Но в Вашингтоне предпочитают на это не обращать внимания».

Примером может быть все тот же Ирак, которому в борьбе с террористами, контролирующими большую часть страны, была обещана американская помощь. Вашингтон обещал Багдаду поставить истребители F-16, вертолеты AH-64 «Апач» — однако, под разными предлогами постоянно затягивал поставку. В итоге боевики ИГИЛ фактически вышли на окраины Багдада. После этого власти Ирака обратились за помощью к России. В 2013 году Ирак заказал в России 36 вертолетов Ми-28НЭ и более 40 зенитно-пушечных ракетных систем «Панцирь-С» на сумму около $4,2 млрд. В прошлом году страна купила на $1 млрд. тяжелые огнеметные системы «Солнцепек», крупную партию артиллерийского и минометного вооружения. Кроме того, Россия поставила в Ирак три дивизиона реактивных систем залпового огня «Град», такое же количество 152-миллиметровых гаубиц «Мста-Б» и значительное число минометов. Стране были переданы штурмовики Су-25.

Большая часть вооружения и техники была произведена с «нуля», часть поставлена из наличия Минобороны России. По словам Игоря Коротченко, это предопределило ход боев с ИГ в Ираке. У правительственных войск появилось существенное преимущество. Однако полностью переломить ситуацию в противостоянии с террористической организацией пока не удалось. События с казнью египетских рабочих в Ливии тому страшное подтверждение. Как отмечает эксперт, ситуация с ИГ давно вышла из под контроля Вашингтона. События с расстрелом редакции сатирического журнала во Франции, стрельба в Дании, — звенья одной цепи.

«Международный терроризм вышел за рамки одного региона и теперь представляет угрозу всему миру», — уверен Игорь Коротченко.

В начале прошлого года стало известно о намерении Египта приобрести у России оружие и боевую технику на $2 млрд. Среди номенклатуры возможных поставок значились системы ПВО, боевые вертолеты, истребители МиГ-29 и противотанковые комплексы. Оплатить закупку должна была Саудовская Аравия. Египетский военный эксперт генерал в отставке Хусам Суэйлам заявил тогда, что предполагается закупка 24 истребителей МиГ-29, противотанковых комплексов «Корнет», зенитно-ракетных комплексов «Тор-М1», вертолетов Ми-8 и Ми-17.

Кроме того, по имеющимся данным, Египет заинтересован в приобретении истребителей МиГ-35 и зенитных ракетных систем и комплексов С-300, С-400 и «Бук-М2Э», «Тор-М2Э», дизель-электрических подводных лодок проекта 636, ряда других вооружений. В 2015 году в Египте начнет работать сервисный центр по обслуживанию вертолетов российского производства. Работу в этом направлении ведут холдинг «Вертолеты России» и «Рособоронэкспорт».

Только за последние несколько месяцев страну последовательно посетили Сергей Шойгу и Владимир Путин. В ходе визита российского президента, стороны договорились приложить усилия для урегулирования израильско-палестинского и сирийского кризисов, совместно противостоять терроризму, а кроме того, заключили соглашение, открывающее для «Росатома» возможность участвовать в проекте строительства первой АЭС в республике. По этому поводу Путин уточнил, что Россия может не просто построить Египту АЭС, а создать целую атомную отрасль.

«Россия в данной ситуации демонстрирует, что она надежный партнер, — уверен Игорь Коротченко. — Ираку понадобилась срочная военно-техническая помощь, мы такую помощь оказали, в то время как США ее не оказывает, мотивируя это различными обстоятельствами, хотя именно Вашингтон несет основную вину за ситуацию в Ираке. Аналогичная ситуация складывается в Египте, и снова Россия первой протягивает руку помощи. Бороться с терроризмом можно по-разному: принимать резолюции в Совбезе ООН, осуждать в Европарламенте, а можно конкретными шагами в военной и экономической областях. Для России этот выбор очевиден».

Следите за последними событиями в нашей Twitter-трансляции.

Наша группа в Facebook.

Источник публикации