171

Как и ожидалось, европейские лидеры отказались не то что от совместного заявления, но даже от общения с прессой, и сразу же вылетели в Москву. Тут их ждет российский президент Владимир Путин, который провел накануне срочное заседание Совета Безопасности и готовый к обсуждению компромиссов. Какие именно условия привезли Меркель и Олланд российскому президенту до сих пор остается загадкой. Однако об их инновационном характере говорит уже не только французские президент, но и украинская сторона. По словам заместителя главы администрации президента Украины Валерия Чалого, Меркель и Олланд повезут в Москву «абсолютно новые предложения, которые идут в развитие, имплементируют минские договоренности».

По идее для Москвы это «творческое развитие» минских соглашений выгодно. Как известно, сам Минский протокол базировался на основных постулатах «плана Путина», однако конкретное содержание конкретных пунктов (писавшихся на коленке) было как минимум сомнительно. В частности, пункты о передаче контроля за границей между Россией и самопровозглашенными республиками под контроль Киева (что лишало Москву контроля за военной и гуманитарной ситуацией на Донбассе) и о выводе с территории Украины иностранных наемников и боевой техники (тем самым фактически признавалось участие российских граждан в боевых действиях на стороне ополченцев). Путин хотел бы нового, более реалистичного соглашения, которое не только не будет позиционировать Россию как сторону конфликта, но и обяжет Петра Порошеко к более серьезному выполнению плана Путина по федерализации страны.

Теоретически  Европа согласна на такое соглашение. Однако проблема в том, что ЕС нужен не только реальный компромисс и заморозка украинского кризиса — одной из задач европейского тандема в Киеве должно стать спасение лица Петра Порошенко. Подписанное с Путиным соглашение нужно позиционировать как устраивающий украинского президента компромисс, а не как решение российско-европейских проблем за счет Украины, которую никто не спрашивает. Именно поэтому, вероятно, стороны и беседовали аж четыре часа — убедить украинского президента пойти на соглашение было непросто.

У Порошенко свое видение содержания нового договора: «Мы нуждаемся в немедленном прекращении огня, освобождении всех заложников, закрытии границы или восстановлении украинского контроля над государственной границей… начале политического процесса решения путем проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством в Луганской и Донецкой областях», — говорит он. Если Меркель и Олланд поставят нынешнюю позицию Киева в основу своего плана, Путин вряд ли на это согласится. И дело даже не в том, что украинская сторона требует отмены выборов в ЛНР и ДНР, а в том, что смысл украинской позиции состоит в требовании уступок со стороны России как предварительных условий. И ничего взамен Украина не дает. Так, украинский МИД говорит, что масштаб и содержание децентрализации — вообще не предмет обсуждения с ополченцами. «Те договоренности, которые сейчас ведем, основаны на четком понимании того, что особый статус для Донбасса может основываться только на том, когда центральная украинская власть будет контролировать процессы, которые там будут происходить и будет контролировать российско-украинскую границу. А дальше — каким может быть уровень децентрализации в Украине — это уже будет обсуждаться нашим парламентом и украинской властью», — заявил спикер ведомства Евгений Перебийнис.

Эти условия Москву категорически не должны устраивать. Во-первых, учитывая спорную репутацию Киева, любые договоренности и размены с Украиной должны реализовываться либо одновременно, либо на условиях «предоплаты» со стороны украинских властей. Во-вторых, ситуацию усугубляет Верховная Рада. Даже если предположить, что Петр Порошенко действительно захочет подписать закон о широкой децентрализации, его отвергнет радикальный украинский парламент с подачи того же премьер-министра Арсения Яценюка.

Глава украинского кабинета вообще получает прекрасную возможность сыграть на фоне Порошенко роль «патриота» и «защитника» страны. И крайне маловероятно, что он ее упустит. Собственно, Яценюк уже начал раскачивать ситуацию — он предложил вообще исключить Россию из переговорного процесса. «У нас есть целый ряд форматов: женевский, нормандский и пр. Но думаю, что лучшим будет киевский формат. Чтобы Германия, Франция, ЕС и Украина сели за столом, и чтобы была одна единственная общая позиция по обеспечению мира». Кроме того, премьер выступил против нового варианта соглашения, поскольку, по его словам, старое не выполняется.

Позиция Яценюка и радикальных партий в Раде, опасающихся за свой политический капитал и тоже желающих поднабрать политических очков за счет демонстрации патриотизма, может стать одним из основных слабых мест предложения Меркель-Олланда. Если лидеры Франции и Германии хотят уехать из Москвы не с пустыми руками, они должны говорить с Путиным о таком соглашении, для реализации которого не требуется голосование Верховной Рады. Либо сделать так, что у Рады не останется выбора — например, попросту публично привязать согласие депутатов к возможности выдачи Украине новых кредитов.

Следите за последними событиями в нашей Twitter-трансляции.

Наша группа в Facebook.

Источник публикации