75

Всё чаще и чаще, в виду высокой интенсивности военных учений российской армии, внимание уделяется боевым машинам, способным действовать в самых разных условиях. Грозные танки, артиллерийские установки — безусловно, короли сегодняшней войны, способные нанести смертельные для противника удары. Однако, есть в российской армии особый род войск, способный как создать комфортные условия и ускорить продвижение собственной, так затруднить движение вражеской армии практически в любом районе и на любом театре боевых действий.

Царь Пётр и инженеры-артиллеристы

Годы упоминания инженерных войск как отдельных войсковых соединений определить довольно трудно. Известно лишь, что самые активные опыты по выполнению задач отдельно обученными людьми относятся, как это уже бывало со многими интересными решениями, к правлению Петра Великого. Историк русской армии и сотрудник «Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина» Сергей Меньшов в интервью «Звезде» рассказал любопытные факты о русских инженерных войсках времен: «Безусловно, хоть документов сохранилось достаточно мало, можно точно сказать, что инженерные войска были на службе русской армии уже тогда».

«Однако, упоминания, пусть и разрозненные, встречаются еще раньше — при осаде Казани, например, в 1552 года уже описывался случай, когда были использованы специально обученные люди, которые подорвали стену кремля в нескольких местах и тем самым решили исход боя. Эти самые минёры проделали в стене специальные выемки, заложили туда заряды и подорвали их, обрушив часть укрепления. Позднее, уже во времена Петра, когда всё большее внимание отдавалось инженерии и науке в целом, инженерные войска использовались всё чаще и чаще. Например, при осаде крепости Нарва в 1700-х годах. Мне на глаза попадалась довольно редкая копия документа: указа о создании целой роты минёров. Датирован документ был 1702 годом, а значит можно эту дату взять как точку отсчета в создании русской военной инженерии», — заявил эксперт.

Примерно в это же время, в 1700-х годах, император всея Руси Пётр выпускает специальный манифест-указ о создании «Школы пушкарского приказа», в которой только и занимались — что готовили военных инженеров и артиллеристов. Отличительной особенностью этой «пушкарской школы» было то, что мастера-офицеры, выходившие из её застенков, становились эдакими артиллеристами-универсалами, способными обращаться как с пушечным вооружением русской армии, так и с сооружением специальных устройств для расчистки пути, подрывом разных препятствий на пути армии и многим-многим другим.

Внимание на себя обращает и тот факт, что во время Петра военная инженерия считалась частью артиллерийского дела, и совершенно заслуженно, ведь именно артиллерия во время «петровской» русской армии была главной ударной силой и отчаянно нуждалась в переправах, защитных укреплениях. Примечательно так же, что первые долговременные защищенные огневые точки (ДЗОТы), которые инженеры возводили вокруг артиллерийских позиций, плотно вошли в обиход именно при Петре.

Забытые методы борьбы

Наряду с множеством примеров борьбы с вражеской бронетехникой, были у отечественных инженерных войск случаи, когда боевая обстановка заставляла встречаться и использовать весьма необычные вражеские изобретения. Противотанковые надолбы — особенный вид инженерных сооружений, который был встречен советскими войсками при пересечении границы с Германией, чуть позднее имел все шансы на то, чтобы появиться и в Советской армии. Несмотря на простоту конструкции, эти сооружения, которые входят в категорию невзрывных заградительных средств, весьма эффективны и по праву соперничают с минами и другими средствами инженерной противотанковой борьбы.

В 44-м году, когда советские войска вплотную занялись военной операции в Германии, успешно «зачистив» от нацистов восточную Европу, танковые армии впервые встретились с необычными бетонными заграждениями, которых еще никто в советской армии не видел. Немцы, которым и принадлежит «авторство» противотанковых надолбов, создавали свои заградительные инженерные сооружения с особой тщательностью и педантичностью. Результатом строительства необычных сооружений стало сильное замедление перемещений советской армии.

Военный историк и эксперт в области инженерных сооружений Олег Курушин в интервью «Звезде» рассказал особенности немецких противотанковых заграждений: «К разговору об эффективности — немцам, например, удалось снизить время продвижения советской армии настолько, что им хватало времени спокойно отступать и перегруппировываться. Есть один простой пример — от тогдашней Восточной Пруссии до Кёнигсберга расстояние было примерно в 250-300 километров».

«Именно с помощью вот этих бетонных противотанковых надолбов они смогли задержать танковые армии, которым понадобилось больше трёх месяцев, чтобы просто преодолеть три сотни километров пути. Советские войска, конечно, проблему с этими сооружениями решили, обходя их с тыла, например, но всё же нашим солдатам это сильно мешало. Сейчас же я точно знаю, что противотанковые надолбы из железобетона уже разработаны и в случае необходимости могут быть применены и в кротчайшее время построены в большом количестве. Российская армия в этом плане большой молодец. Есть ведь изобретения, которые на 100% эффективны», — заявил эксперт.

Когда вода — источник жизни

Перевооружение российской армии, которое должно полностью завершиться к 2020 году — безусловно, станет самым масштабным в истории страны. Однако, помимо новых танков, самолётов, кораблей и субмарин перевооружение коснется и инженерных войск. Проблема современного наступления большой армии заключается не в количестве снарядов, танков, и даже не в том, сколько на активные манёвры нужно топлива. Одной из самых острых проблем, наряду с наведением переправ и возведения временных сооружений в инженерных войсках является… обеспечение солдат обычной, чистой питьевой водой.

Такой, казалось бы, незначительный элемент подчас способен изменить характер не только боя, но и мало-мальски серьёзного сражения, ведь если боец изволит испить воды непонятного происхождения, то последствия будут самые серьёзные. С отравлением и серьёзными инфекциями не то что в бой, умыться не сходишь. В рамках программы по перевооружению армии в части российских инженерных войск уже начала поступать уникальная боевая инженерная машина СКО-10 «Гигиена», основной задачей которой является забор и очистка речной воды, а при необходимости и опреснение морской воды.

Бывший военный инженер, подполковник запаса, а ныне руководитель крупного научного предприятия Виктор Дергач в интервью «Звезде» рассказал о некоторых особенностях такой техники: Новая станция, которую сейчас используют войска, это замена уже отслужившей приличный срок ВФС-10. Я именно с такой станцией работал в армии. Уникальная, конечно, техника. В ней и опреснитель воды может работать, а фильтры специальные на выходе дают чистейшую питьевую воду.

Инженерные войска — это ведь не только мосты прокладывать, это еще и обеспечивать нормальный быт бойца при маршах и стоянках, начиная от безопасного проезда, заканчивая чистой водой. Что касается новой станции очистки воды, то на данный момент она по своим характеристикам — лучшая в мире. «Гигиена» фильтрует воду вообще от всего, что только может быть: от радиоактивных веществ, от вирусов, микробов и тому подобного. И запитать её можно фактически в любой водоём. Вон, даже в Москву реку если опустить заборник — на выходе получите почти что артезианскую», — заявил эксперт.

Гибрид танка с самолётом или техника великой победы

Отечественная инженерная мысль — вне всяких сомнений уже давно и везде признана, как наиболее эффективная ветвь строительства военной техники. Не обошло это уникальное признание стороной и инженерные войска. Точнее, инженерные войска гражданского назначения. Проблема поджога нефтяных полей в Кувейте, во время войны в заливе в 1991 году, подала инженерам компании MB Drilling весьма интересное решение: с помощью венгерских строителей, компании удалось создать уникальный ТГВТ (танк газо-водяного тушения) для нефтяных полей Кувейта. Базу для танка придумали быстро и взяли… шасси от советского танка Т-34.

Эксперт в области инженерной техники Виктор Черкасов в интервью «Звезде» рассказал подробности относительно проекта уникального танка для тушения скважин: «Как и в большинстве случаев, советская техника не подвела. Big Wind — так назвали этот проект, помимо удачного построенного и спроектированного шасси от Т-34, в этот… не знаю, можно ли его назвать танком, агрегат… венгерские сборщики поставили два реактивных двигателя от МиГ-21, которые обеспечивали приток смеси для тушения в скважину с совершенно дикой скоростью. По средним подсчетам, «Большому ветру» в Кувейте удавалось потушить скважину за считанные минуты. Буквально две или три. Без сомнения, этот аппарат — один из лучших образцов техники, к тому же построен был из советских комплектующих, что делает его еще и самым надёжным среди всех подобных устройств. Сама идея конечно, не оригинальна. В СССР такие машины довольно давно собирали. На вооружении советских инженерных войск, например, были такие автомобили, правда, меньшие по мощности, на базе гражданской пожарной установки АГВТ-150. А уже у российских военных есть установки для газоводяного тушения на базе пожарной МПСК, тоже очень мощные и очень интересные вещи. Но Т-34 с двумя двигателями от МиГ-21, конечно, вне конкуренции», — заявил эксперт.

Одним словом описать находящееся на вооружении и просто в использовании у инженерных войск оборудование — трудно. Трудно настолько, что рассказ обо всех тонкостях военной инженерии занял бы примерно неделю. Машины разминирования, понтонные переправы, противотанковые сооружения и целая масса других интересных решений — уже сейчас работает в российской армии. Однако, объявленное руководством страны перевооружение, обязательно коснется и инженерных войск, ведь без них пехотным частям будет существенно труднее ковать победу. Меч, которым вооружена пехота, необходимо затачивать и снаряжать в ножны. И именно эту задачу выполняют инженерные войска и их необычное вооружение.

Следите за последними событиями в нашей Twitter-трансляции.

Наша группа в Facebook.

Источник публикации