Украину принуждают к миру, теги:

Контрнаступление ополчения в районе донецкого аэропорта возымело действие на Киев. Украинские власти запросили возврата режима перемирия.

Нынешние контрнаступательные действия ополченцев назрели уже давно. Массовые обстрелы городов Новороссии, демонстративные приготовления Украины к войне, эксплуатация ею на грани фола трагедии в Волновахе и срыв Минского и Нормандского форматов привели Москву и руководство непризнанных республик к мысли о том, Киев следует охладить. В результате на прошлой неделе массированным огнем артиллерии войска ДНР и ЛНР уничтожили часть украинских войск, находящихся на передовой линии обороны. После чего администрация президента России отправила в Киев предложение, в котором «обеим сторонам конфликта предлагался конкретный план отвода тяжелой артиллерии. Письмо было получено президентом Украины утром в пятницу», — сообщил журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Однако, по его словам, «украинская сторона отказалась от предлагавшегося плана и не выступила с какими-либо встречными предложениями, и, более того, снова начала боевые действия».

В результате наступательные действия были продолжены. Ополченцам не только удалось взять под контроль и в дальнейшем отбить все контратаки на Донецкий аэропорт (которому Киев придавал крайне важное символическое и пропагандистское значение, поскольку позиционировал его защитников — т.н. «киборгов» — чуть ли не как новых бойцов в Брестской крепости) но и перейти в контрнаступление на ряде участков фронта. Так,  ополченцы заявляют о взятии населенных пунктов Пески и Марьинка. Кроме того, поступают сообщения о продвижении в районе Мариуполя, а также успехах армии ЛНР в деле создания «Дебальцевского котла».

Ряд представителей ополченцев говорят о нынешних операциях как о начале крупного наступления, однако в Москве (по крайней мере, на словах) дают понять, что речь идет о тактических операциях, имеющих исключительно оборонительный характер и призванных гарантировать выполнение Украиной Минских соглашений. «Аэропорт города Донецк в соответствии с минскими договоренностями должен быть передан под контроль ополченцев. Этот вопрос долго не мог разрешиться из-за споров вокруг некоторых других участков линии соприкосновения, а тем временем украинские силовики продолжали обстреливать из здания аэропорта Донецк и другие населенные пункты, в результате чего гибли мирные жители, включая женщин и детей, разрушались школы, жилые дома и другая гражданская инфраструктура. Для пресечения этих преступных действий силы ДНР взяли аэропорт под свой контроль, однако украинские войска, не считаясь с жертвами среди гражданского населения, развернули полномасштабную боевую операцию в попытке отбить этот стратегический объект с тем, чтобы продолжать обстрелы жилых районов Донецка», — говорится в заявлении российского МИД. В свою очередь, ополченцы уверяли, что готовы к любым сценариям. «Мы продолжаем настаивать на мирных переговорах. Но при этом готовы к различным событиям. Если будет нужно — перейдем в контрнаступление», — говорит представитель ДНР на минских переговорах Денис Пушилин.

В результате Киев решил не испытывать судьбу и сам запросил у Москвы возвращение к выполнению Минских соглашений, а также режима перемирия с 19 января. Украинская сторона предложила подписать график имплементации этих соглашений. Он состоит из трех этапов: прекращение огня (два дня), отвод тяжелых вооружений (пять дней) и разведение сил по линии разграничения согласно Минскому меморандуму (21 день)

«Начало неукоснительного выполнения этого документа создаст необходимые предпосылки для проведения в ближайшее время консультаций Трехсторонней контактной группы, встречи министров иностранных дел Украины, — Франции, Германии и России, а в дальнейшем — саммита глав этих государств и правительств в Астане. Требуем, чтобы, наконец, этот план был выполнен», — говорится в заявлении украинского МИД.

Реализация данного соглашения маловероятная, поскольку третий его пункт уже безнадежно устарел. Кроме того, шансы на возврат Новороссии в украинское политическое пространство (элемент минских соглашений) превращаются из иллюзорных в стремящихся к нулю. «Мы вернем Донбасс, мы возродим на Донбассе украинство, мы продемонстрируем, что еще одним чрезвычайно важным фактором нашей победы является наше с вами единство», — обещает Петр Порошенко. Однако его действия противоречат данным заявлениям. В частности, жесточайшие обстрелы городов Донбасса украинскими силами. По словам Захарченко, вечером 18 января «по Горловке украинские бомбардировщики нанесли удар 500-килограммовыми авиабомбами. Причем бомбардировка велась неприцельно, из-за облаков, просто по городу». Эти бомбардировки вкупе с демонстративным нежеланием официального Киева хотя бы выразить соболезнования в связи с действиями своих военных не позволяют тамошним жителям испытывать теплые чувства к «украинству».

Однако Москва, скорее всего, согласится на предложения украинского МИД, хотя и, возможно, не сразу (оптимальным было бы дать ополченцам взять другие населенные пункты  вокруг Донецка а также максимально сжать «Дебальцевский выступ»). Естественно, позиция России подвергнется жесточайшей критике со стороны т.н. «патриотического лагеря», которые будут указывать на массовое количество жертв среди мирных жителей и требовать отмщения за них. Однако в Кремле мыслят более прагматично. Они, вероятно, считают, что сейчас не время для крупного наступления. Если оно и должно быть, то в форме блицкрига (как и произошло в августе), а сейчас этот блицкриг невозможен по целому ряду причин. Во-первых, на дворе зима. Во-вторых, Россия ведет сложный и достаточно перспективный переговорный процесс с Западом, который прерывать было бы сейчас нецелесообразно.

Возможно, оптимальным решением было бы подождать и позволить украинскому режиму рухнуть или по крайней мере трансформироваться под грузом внутренних противоречий. Так, по словам министра финансов Украины Натальи Яресько, война на Донбассе и потеря Крыма стоили Украине 20% ее экономики. При этом она не может точно сказать, когда МВФ выделит стране новые транши. «Мир хотел бы видеть, чтобы мы сократили свои расходы, особенно социальные расходы, даже больше, чем то, что уже сделано. Они хотели бы увидеть повышение, например, коммунальных тарифов, — говорит Наталья Яресько. — Мы также этого хотим с точки зрения, что экономически это правильный подход». Однако проблема в том, что такие экономически правильные подходы рискуют вызвать социальный взрыв — зараженные Майданом люди могут посчитать, что они делали революцию достоинства не для того, чтобы правительство обеспечило им недостойный уровень жизни.

Следите за последними событиями в нашей Twitter-трансляции.

Источник публикации