335

Международный валютный фонд и Украина достигли договоренности о расширении программы кредитования страны, заявила глава МВФ Кристин Лагард на пресс-конференции. В рамках соглашения страна получит 17,5 млрд долларов на четыре года. Общий пакет помощи Украине, по словам главы МВФ, составит 40 млрд долларов. Впрочем, это соглашение предварительное – оно пока не одобрено советом директоров фонда, добавила Лагард, подчеркнув, что сейчас параллельно власти страны начнут диалог с кредиторами, чтобы работать с вопросами суверенного долга.

Украинский премьер Арсений Яценюк также сегодня высказался по итогам работы миссии МВФ в Украине, работавшей на Украине с 8 января. Представители фонда обсуждали с властями страны программу реформ и перспективы дальнейшего оказания финансовой помощи. Ранее украинский премьер заявил, что деньги, которые – он уверен – будут выделены, пойдут на выполнение внешних обязательств страны, а не на финансирование дефицита бюджета и социальных программ.

Сегодня Яценюк сообщил, что программа сотрудничества с МВФ стабилизировать ситуацию в банковской системе страны и поддержит гривну. «Мы обращаемся к Международному валютному фонду с ходатайством об утверждении советом директоров МВФ четырехлетней программы сотрудничества с Украиной, которая, в общем, даст возможность Украине на протяжении четырех лет дополнительно получить в виде финансовой поддержки около 25 млрд долларов, из которых 17,5 млрд — средства, которые МВФ выдаст для стабилизации финансовой ситуации», — сказал Яценюк.

Параллельно в Минске главы Украины, Германии, Франции и России обсуждали вопрос урегулирования ситуации на Донбассе. Как отметила на пресс-конференции Кристин Лагард, переговоры в Минске должны помочь восстановить мир в стране, так как предоставлению помощи Украине может повредить геополитическая обстановка.

Между тем, переговоры в отношении кредитования Украины, судя по всему, проходили в не менее напряженной обстановке, чем об урегулировании ситуации в Донбассе. Как пишут национальные СМИ со ссылкой на слова замглавы администрации президента Дмитрия Шимкива, «меморандум предусматривает реформы в энергетике, финансах, регулирование социальных, экономических вопросов». В частности, от властей требуется сокращение порядка 230 тыс. бюджетников, повышение стоимости газа в 4-6 раз, а также увеличение пенсионного возраста до 65 лет. В общей сложности бюджет будет урезан на 48 млрд гривен.

Судя по всему, в условиях, когда дефолт по гособлигациям медленно, но верно становится реальностью, властям просто не остается ничего другого, как пообещать и согласиться на все, что угодно. Впрочем, и МВФ готов на увеличение своих расходов: Украине в случае согласия на такой экономический план «спасения» вместо 17 млрд долларов, которые должны были быть выданы на два года, пообещали уже 40 млрд долларов на четыре года. И это в ситуации, когда ни один инвестор не готов покупать украинские долги – и вполне понятно почему.

Уже сегодня украинские власти сделали немало. В прошлом году гривна была девальвирована, зарплаты и пенсии заморожены, а ряд соцльгот отменен. Не прошли и мимо энергоносителей и тарифов на ЖКХ, которые выросли в цене на 40–60%. Ставка подоходного налога выросла с 15% до 20% для тех, кто получает больше 12810 гривен в месяц, каждый житель страны начал платить военный сбор, вырос налог на недвижимость. И это лишь небольшая часть «улучшений». Что еще ждет простых украинцев после заключения соглашения с МВФ, остается только догадываться.

Все кредиты Украине будут, прежде всего, связаны с очень жесткими экономическими условиями, указывает старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова. С одной стороны, это необходимость резкого сокращения расходов бюджета и его нормализация, урезание госаппарата, сокращения в госструктурах и социальных программах. С другой, приватизация и продажа части собственности страны в рамках оптимизации и поступления средств. Это — общие ужесточения, которые обычно предъявляются к заемщику. Не факт, что Киев их примет.

Потребности Украины в финансах составляют около 50-60 млрд долларов, но таких денег ей никто сейчас не даст: не те экономические условия и политические риски. МВФ может оперировать траншами по 4-6 млрд долларов сроком на 5 лет в среднем. ЕС уже имеет собственных недобросовестных заемщиков. Интересы США сложно просчитать. Однозначно можно говорить одно: за любые кредитные деньги Украина в итоге заплатит вдвое дороже их рыночной стоимости.

Выделение помощи МВФ Украине реально, если конечно не начнутся полномасштабные военные действия или не будет введено военное положение, считает партнёр компании vvCube Вадим Ткаченко. В этом случае предоставление траншей будет затруднительно, так как устав МВФ запрещает предоставление  займов и субсидий государствам, в случае если объявлено военное положение. Но и здесь есть свои исключения. Локальные конфликты не признаются военными действиями и вооруженными конфликтами межгосударственного уровня, особенно если признано, что такие конфликты спровоцированы террористическими организациями или сепаратистами.

Примером могут служить кредиты МВФ России в 90-х годах во время войны в Чечне, или предоставление займов Израилю, который находится в перманентной боевой готовности к войне с Палестиной.

Что же касается кредитов Украине, то 40-50 млрд долларов – сумма внушительная и ситуацию с стране поправить сможет, но для выведения Украины из стагнации нужно в два-три раза больше денег. К тому же МВФ просто так и эти деньги ей не даст – Украине и в самом деле теперь придётся затянуть пояс серьёзно, и речь не только о пенсионном возрасте и ЖКХ, но и о реформировании госсектора экономики, и госслужбы в частности. МВФ потребует тщательнее подойти к налоговой политике и налоговому администрированию, чего сейчас в Украине нет. Поэтому, предоставление кредита весьма вероятно, а вот насколько Украина справится со всеми требованиями МВФ – покажет время.

Украина уже почти четверть века живёт самостоятельно, напоминает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. Вполне вероятно, что за это время созданы основные экономические, рыночные институты управления. Сейчас основная потребность заключается в инвестициях. И первоочередной задачей может стать поиск и отбор ключевых для экономики инвестиционных проектов и их последующая реализация. Соответственно, суть реформ должна заключаться в создании необходимой государственно-правовой инфраструктуры.

Тем не менее пока готовности украинских властей развивать экономику не наблюдается, говорит эксперт. Все предложения по изменению госбюджета сводятся к жёсткой экономии и большинство имеющихся средств, в том числе и иностранных кредитов направляются на военные расходы. Но все требования международных и европейских организаций будут выполняться украинским правительством, так как после подписания соглашения об ассоциации с ЕС у Украины нет другого выбора, ведь данное соглашение лишило её части суверенитета.

Здесь вполне уместно провести параллель с Грецией – тема которой громко и довольно эмоционально обсуждается в Европе. Греки в свое время тоже просили и надеялись. Денег ей дали. Но власть поменялась, и совсем не факт, что кредиторы получат назад свои деньги, ну как минимум проценты по кредитам. И сейчас все, включая МВФ, прекрасно понимают, что могут не получить обратно свои деньги.

Украина, наряду с Грецией – это не просто страны-должники, говорит независимый аналитик Дмитрий Адамидов. Сегодня их можно смело назвать символами надвигающегося глобального долгового кризиса. Причем и в том, и в другом случае львиная доля вины в сложившейся ситуации лежит именно на международных финансовых организациях – МВФ, а в случае с Грецией еще и «тройке кредиторов». И Греция, и Украина слепо следовали (и следуют) рецептам «старших партнеров» — выполняли все назначения и предписания, но «вдруг» оказалось что все это время вместо лекарств они принимали яд, и теперь мало что может спасти эти страны от банкротства, каковое, при определенном стечении обстоятельств,  может спровоцировать за собой обрушение всей мировой финансовой системы.

Среди наблюдателей распространено мнение, что МВФ и  ЕС специально подводили Грецию и Украину к банкротству. «Но мне кажется, что реальность гораздо печальнее:  и МВФ, и «тройка кредиторов» действительно верили, что инициируемые ими реформы могут помочь оздоровить ситуацию, несмотря на то, что за последние 25-30 лет в этом отношении не наблюдалось ни одного положительного примера», – указывает Дмитрий Адамидов. Идеология возобладала над здравым смыслом там, где этого допускать было уж точно никак нельзя. В этом отношении напрашиваются очевидные параллели  с  распадом СССР, только теперь речь идет уже обо всей мировой экономике.

Следите за последними событиями в нашей Twitter-трансляции.

Наша группа в Facebook.

Источник публикации