Turkish Prime Minister Recep Tayyip Erdogan

Президент Турции заявил, что, если страну не примут в Европейский союз, то она не станет умолять, стоя на пороге Европы, о членстве, а пойдет своим путем.

В субботу на пресс-конференции в ходе визита в Эфиопию турецкий президент выступил с речью против терроризма и массовой гибели мусульман в региональных конфликтах и гражданских войнах. Он заявил, что Турция никогда не будет толерантна к террористам, которые могут быть представителями различных религий. После чего резко изменил и направил свою риторику в русло отношений с Европейским союзом и членства Турции в Евросоюзе.

«Мы проверяем Европу. Сможет ли Европа принять и включить в свои ряды Турцию, население которой составляют мусульмане? Если вы против исламофобии, то вы должны принять Турцию в ЕС «, — заявил он.

«Турция является членом НАТО, ОЭСР… Почему вы не допускаете нас в ЕС? Получается, проблема совсем в другом»,  — продолжил он, добавив, что «Турция – сегодня сильная страна и она не будет стоять под дверями ЕС и просить о членстве».

Подобные заявления президента Эрдогана и более активная внешняя политика Анкары, идущие вразрез с интересами ее западных союзников, могут стать началом окончания романа между Турцией и Западом, который так и не принес ожидаемых плодов.

Главной целью президента Эрдогана сейчас является очередная победа на выборах. На этот раз на всеобщих парламентских выборах, которые должны пройти в Турции 13 июня. В прошлом году Реджеп Тайип Эрдоган победил на выборах президента Турецкой республики, а до этого он в течение 11,5 лет возглавлял правительство. За четыре десятилетия в политике он выиграл немало выборов и наверняка победит и на июньских выборах. Победа на парламентских выборах станет для него юбилейной, 10-й по счету.

И хотя победить может не сам Эрдоган, а его партия – неоисламистская Партия справедливости и развития (AKP), эта победа поможет ему еще больше консолидировать власть в стране в своих руках и вести ее по намеченному им много лет назад пути исламизации. И естественно, дальнейшего отдаления от Запада.

На Западе тоже не особенно рады такому союзнику, но вынуждены его терпеть из-за стратегического положения Турции на границе Европы и Азии.

Причин для недовольства Турцией у Запада предостаточно. Из последних можно, например, назвать ее явное нежелание несмотря на членство в НАТО более активно участвовать в деятельности возглавляемой США международной коалиции, которая с прошлого года борется с боевиками «Исламского государства».

Серьезные разногласия у Анкары и Вашингтона и в отношении Сирии. Совсем недавно правительство Турции запретило через суд публиковать документы, свидетельствующие о том, что турецкая разведка посылала сирийским оппозиционерам в прошлом году оружие. Часть этого оружия вполне могла попасть в руки боевиков джихадистской группировки «Джабат аль-Нусра».

Америка и Европа тоже выступают за свержение Башара Асада, но не поставляют оружие умеренной оппозиции. Одной из главных причин этого нежелания являются вполне обоснованные опасения, что оружие может попасть к джихадистам, которые воюют не только против Асада, но и против всех остальных, в т.ч. и Запада.

Турция, кстати, активно участвует в сирийском конфликте как перевалочный пункт и главный маршрут, по которому в Сирию свободно приходят и уходят боевики самых разных мастей. В т.ч. и те, кто потом совершают или будут совершать теракты в Европе и Америке.

Участие Турции в войне против ИГ состоит в разрешении использовать турецкие военно-воздушные базы самолетами коалиции. Реджеп Эрдоган не хочет давать ИГ повод мстить Турции. С точки зрения турецкого президента, ИГ и «Нусра» воюют в Сирии против трех врагов: поддерживаемых Ираном шиитов, курдов, состоящих в союзнических отношениях с Рабочей партией Курдистана, которая три десятилетия воевала с Турцией; и наконец против Башара Асада. В разной степени все эти три стороны являются и врагами самой Анкары.

Западу не нравятся друзья президента Эрдогана. К примеру, его хорошие отношения с Владимиром Путиным. В Вашингтоне и Брюсселе недовольны и вялой реакцией Анкары на события на Украине.

Об отношениях Реджепа Эрдогана с союзниками по НАТО красноречиво говорят его прошлогодние слова о том, что на вид они – друзья, но мечтают о том, чтобы туркам было как можно хуже.

Не удивительно, что в последнее время в Анкаре значительно чаще говорят о вступлении Турции в Шанхайскую организацию сотрудничества, а не в Евросоюз.

Конечно, Западу не нравятся не только слова президента Эрдогана, но и его дела. И особенно авторитарный стиль руководства, дающий повод его соперникам обвинять его в диктаторских замашках.

Отношения между Западом и Турцией сейчас больше напоминают отношения не близких, а настороженно следящих друг за другом союзников. В союзе они состоят лишь в силу общих интересов, которых с каждым днем становится все меньше, и традиций, которые тоже имеют обыкновение со временем забываться. В зыбком равновесии эти отношения еще как-то поддерживает то, что, за исключением Сирии, президент Эрдоган пока в основном занят внутренними делами. Но после того, как он окончательно консолидирует свою власть в Турции, что может произойти после победных летних выборов, и начнет уделять больше внимания международным делам, союз между Турцией и Западом ждут новые испытания на прочность.

Следите за последними событиями в нашей Twitter-трансляции.

Источник публикации