3

Главное следственное управление СК по Северному Кавказу начинает исследование ситуации с операцией ставропольских полицейских в Чечне, вызвавшей конфликт между главой республики Рамзаном Кадыровым и федеральным МВД. У Кадырова возникли вопросы и к самому СК: он просит объяснить, почему глава ведомства Александр Бастрыкин прекратил возбужденное чеченским СК дело против ставропольских полицейских.

Следственный комитет объективно и непредвзято проверит обстоятельства спецоперации в Чечне, в ходе которой при задержании был застрелен Джамбулат Дадаев, заявил в субботу утром представитель СК Владимир Маркин. Он сообщил, что детальное изучение событий поручено главному следственному управлению СК по Северо-Кавказскому федеральному округу.

Напомним, речь идет об операции 19 апреля, которую в Грозном проводили сотрудники УВД Ставропольского края совместно с временной оперативной группировкой органов внутренних дел и подразделений МВД (ВОГОиП). При захвате подозреваемый Дадаев оказал сопротивление и был застрелен.

23 апреля глава Чечни Рамзан Кадыров на совещании  по проблемам безопасности заявил: без согласования с республиканским МВД проводить спецоперации на территории Чечни никто не имеет права. «Я официально заявляю, если без вашего ведома на вашей территории появляется, не имеет значения, будь москвич или ставропольчанин, открыть огонь на поражение. С нами должны считаться», – подчеркнул Кадыров.

В тот же день МВД России назвали «недопустимым для руководителя Чеченской Республики заявление об «открытии огня на поражение» по сотрудникам из других регионов, без ведома местных правоохранительных органов проводящих спецоперации в республике». «Приехали в масках, касках (без согласования), значит, они преступники. У нас XXI век, хватит! Уничтожали нас, оскорбляли нас, унижали, но мы не для этого принимали Конституцию, чтобы нас убивали», – сказал Кадыров.

В пятницу, 24 апреля, конфликт между главой республики и одной из ключевых федеральных силовых структур вышел на новый уровень. Кадыров отверг заявление МВД России о том, что чеченские правоохранители были уведомлены о проведении ставропольскими полицейскими операции, во время которой был убит Дадаев. Глава республики выразил недоумение в связи с заявлением МВД, заявив, что оно «не соответствует действительности от начала и до конца».

В тот же день следственный комитет Чечни возбудил уголовное дело против правоохранителей, проводивших спецоперацию – дело было возбуждено по ч. 3 ст. 286 УК «по факту превышения должностных полномочий». Но несколько часов спустя председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин отменил распоряжение чеченского СК о возбуждении дела.

Накануне вечером пресс-секретарь президента Владимира Путина Дмитрий Песков заявил: «По субординации органы внутренних дел Чечни, естественно, подчиняются министерству внутренних дел Российской Федерации. Поэтому комментировать здесь в данном случае нечего».

«Свидетельствует о том, что теперь в Чечне можно все»

В субботу Рамзан Кадыров разместил в своем Instagram сообщение, в котором фактически потребовал у Бастрыкина объяснений – почему постановление было отменено. «Мотивы решения (прим. — федерального СК) не озвучены, — заявил Кадыров. — В то же время, данный факт получил резко негативную оценку населения. Жители ЧР спрашивают, почему отменена проверка, если есть обоснованные подозрения в умышленном лишении человека жизни. Случившееся, по их мнению, свидетельствует о том, что в Чечне теперь можно все!».

Глава республики полагает, что «руководителю Следственного комитета следовало бы объяснить родственникам погибшего и всем жителям Чеченской Республики, каковы истинные причины отмены дела, рассказать, какие нарушения допущены при его возбуждении, почему нет необходимости провести проверку, если погиб человек».

Кадыров «твердо убежден, что это дело было возбуждено на законном основании, если хоть одно дело на свете носит законный характер».

«Возможно, что у Бастрыкина есть неизвестная родственникам, следователям информация, тогда ее нужно озвучить. Происходящее видели десятки людей. Они рассказывают это во всех деталях, но следствию это, видимо, не интересно», — заявил он.

«Считаем непозволительным»

«Мы потеряли без вести 5 тыс. человек, сотни тысячи погибли. Тысячи наших боевых товарищей лишились жизни в борьбе с террористами и ваххабитами, чтобы установить мир и порядок в республике. Это были лучшие сыновья нашего народа и других народов России», — заявил Кадыров. По его словам, «сегодня Чечня является самым мирным и спокойным регионом России».

«И мы считаем непозволительным, чтобы откуда-то приезжали и устраивали стрельбу на наших улицах, подвергая опасности жизни сотен людей», — заявил глава Чечни. Он потребовал соблюдения «установленного самим же руководством МВД» России порядка.

«Если участникам этого действа нужен был Дадаев, то следовало его заковать в наручники и увезти, а не вести прицельный огонь. Я уверен, что будет проведено независимое расследование и истина доведена до общественности, которая с возмущением говорит о явной попытке увести виновных от ответственности. Но отвечать придется!» — заявил он.

Знал ли Колокольцев?

Ключевым моментом остается вопрос о том, была ли проводившаяся ставропольскими полицейскими операция согласована с их чеченскими коллегами. Как уже отмечалось выше, в МВД заявляют: сотрудники УВД Ставропольского края «обратились к своим коллегам в Управлении уголовного розыска МВД по Чеченской Республике и проинформировали их о цели своего визита», «в результате чего местные сыщики предложили свое содействие в проведении операции».

Межрегионального согласования при таких операциях (полицейскими одного региона на территории другого) требует и закон, и инструкции МВД. Именно поэтому каждая из конфликтующих сторон с такой принципиальностью отстаивает свою версию – от того, кто из них прав, зависит исход разбирательства.

Кадыров надеется, что «министром внутренних дел России будет назначено служебное расследование, установлены проявившие неискренность сотрудники и решен вопрос ответственности». «Если от министра внутренних дел по ЧР и начальника УВД по Ставропольскому краю в адрес министра внутренних дел Российской Федерации поступает совершенно противоречивая информация, кто-то из них двоих говорит неправду. Уверен, что это установит руководство МВД РФ, а также накажет виновного», – говорит Кадыров.

Он также предположил, что глава МВД Владимир Колокольцев не был ознакомлен с текстом заявления, основанного, по словам Кадырова, «на недостоверной информации, в связи с чем будут приняты должные меры реагирования в отношении тех, кто его инициировал». Иначе говоря, Кадыров сделал необходимые оговорки в адрес лично министра – «недостоверная информация» исходит не от Колокольцева, а от его подчиненных.

Дело Шаванова

Расследовать в Чечне намерены не только действия ставропольских силовиков, но и действия московских правоохранителей, о чем сообщает «Росбалт» со ссылкой на информированный источник. По его словам, Следственное управление СК РФ по Чеченской республике ведет проверку по факту гибели при задержании бойца батальона «Север» Беслана Шаванова. Он, по версии следствия, помогал Зауру Дадаеву организовать убийство Бориса Немцова. Говоря о территориальной принадлежности силовиков, Кадыров имел в виду и убийство при задержании Дадаева и самоподрыв Шаванова при попытке его ареста силовиками из Москвы.

По данным «Росбалта», федеральные силовики, прибывшие в Грозный, почти сутки были в засаде во во дворе дома Шаванова на улице Льва Яшина, рассчитывая, что он выйдет на улицу. Но Беслан заметил оперативников. Тогда с ним начали переговоры о добровольной сдаче. Завершились они тем, что Шаванов попытался вырваться из здания: он выскочил на лестничную площадку, бросил одну гранату к входной двери, а вторая взорвалась у него в руках. СУ СК предстоит установить, насколько обоснованы были действия московских силовиков.

Следите за последними событиями в нашей Twitter-трансляции.

Наша группа в Facebook.

Источник публикации