446

Идея с вводом миротворческого контингента на Донбасс подошла к своему бесславному завершению. Однако у Петра Порошенко появился иной способ сорвать мирный процесс.

17 мая Верховной Раде предстоит много работы. Так, по словам спикера украинского парламента Владимира Гройсмана, в этот день «на рассмотрение будут внесены обращение в Совет безопасности ООН и Совет ЕС о введении в Украину миротворцев для обеспечения мира, что станет эффективным механизмом прекращения российской агрессии».

По сути, принятие этого закона должно стать последним шагом в направлении реализации идеи миротворцев и окончанием муссирования этой дестабилизирующей идеи. Ведь следующие шаги должны совершаться уже ЕС и ООН, которые четко заявили, что никаких миротворцев вводить в регион не хотяти делают упор на миссии ОБСЕ. Компромисс возможен в том случае, если Петр Порошенко откажется от требования комплектования миротворческого контингента исключительно из европейских военнослужащих, а также от идеи размещения этого контингента на границе между самопровозглашенными республиками Новороссии и Россией. Однако для украинского президента эти моменты — ключевые, ради них и сделано такое предложение, так что отказываться от них он не собирается.

Поскольку идея сорвать невыгодное для Киева Минское соглашение через миротворческий контингент не выгорела, Порошенко активно ищет иные рычаги. Так, он постоянно жалуется на нарушение Москвой минского соглашения, в частности пункта о перемирии. «Каждый день продолжали стрелять с российской стороны, часто более 60 раз в день — в общей сложности, режим прекращения огня был нарушен 1100 раз», — заявил он немецким журналистам, бравшим у него интервью накануне визита к Ангеле Меркель. Однако, по всей видимости, его словам не поверили ни журналисты, ни Меркель — бундесканцлер отказалась как от идеи ужесточения санкций в адрес России, так и от поставок на Украину оружия. Она лишь подкинула Киеву 500 миллионов евро помощи.

Впрочем, официальный Киев особо не расстроился — он нашел иной способ сорвать соглашение. В Верховную Раду наконец-то внесен проект закона с определением «границ отдельных районов, где вводится особый режим местного самоуправления в соответствии с законом Украины об особом порядке местного самоуправления отдельных территорий Луганской и Донецкой областей, по линии разграничения, определенной минскими договоренностям 19 сентября», — пояснил первый заместитель секретаря Совета Михаил Коваль, чье ведомство и одобрило эти границы.

При этом руководство Верховной Рады заявило, что никакого «особого статуса» этим территориям предоставляться не будет. «Относительно линии разграничения и этих законов по Донбассу и выполнению минских соглашений — там нет ни одного слова об особом статусе, — заявил Гройсман. — Там есть только вопрос о том, что это территории, на которых должны быть проведены демократические свободные выборы, которые будут признаны всем сообществом, будет введен особенный порядок совершения местного самоуправления. То есть никакой особенный статус и никакие особенные вещи не предусмотрены».

Этот законопроект вызвал гнев ополченцев и волну обвинений Киева в нарушении минских соглашений. И не из-за того, что там нет положения об особом статусе (Киев должен принять закон об особом статусе Донбасса, но срок ему на это отведен аж до конца 2015 года). Проблема в том, что минское соглашение действительно обязывает украинскую сторону указать территорию, на которую будет распространяться закон «о порядке местного самоуправления» — однако не более того.

«На всех этапах переговоров в рамках контактной группы и «нормандской четверки» речь шла исключительно о том, чтобы Киев определил конкретные территории, на которых будет применяться уже принятый Верховной радой закон «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, — говорится в заявлении российского МИД. — В нарушение данного обязательства внесенные в Раду предложения Порошенко меняют саму суть принятого в Минске комплекса мер, обусловливая введение в силу упомянутого закона целым рядом дополнительных, никогда ранее не обсуждавшихся условий».

Так, Украина не имеет права в одностороннем порядке принимать законопроекты, касающиеся проведения выборов на неподконтрольной ей части Донбасса. Согласно пункту 12 Минского соглашения, эти законопроекты должны быть сначала согласованы с ополченцами. В итоге если закон будет принят, то ополченцы имеют право не проводить новые выборы на подконтрольной им территории (о чем уже заявили в ЛНР). А поскольку Киев в одностороннем порядке занял позицию «утром выборы, завтра дальнейшее выполнение минских соглашений», то получается, что минский процесс действительно будет приостановлен.

Впрочем, Петр Порошенко играет в очень опасную игру. Линия на срыв минского соглашения была бы рациональной в том случае, если бы на его стороне была бы Европа. Однако и в Берлине, и в Париже заинтересованы в сохранении Минского соглашения и недовольны поведением Петра Порошенко. В свою очередь, ополченцы получили козырь в виде сорванного киевской стороной минского процесса (даже если закон о порядке самоуправления будет принят 17 марта, это все равно не будет соответствовать срокам, прописанным в Минском соглашении). И, безусловно, выложат этот козырь в нужный момент.

Следите за последними событиями в нашей Twitter-трансляции.

Наша группа в Facebook.

Источник публикации