ПАСЕ в очередной раз раскритиковала Россию. Москва же уделила этой критике больше внимания, чем она заслуживала.

Парламентская Ассамблея Совета Европы приняла очередную резолюцию с обвинениями России. Формально посвященный вопросу пропавших без вести во время конфликта на Украине, документ определяет Москву как «агрессора», а Крым — как «оккупированную территорию». Депутаты призвали Россию «освободить всех, кто был незаконно захвачен на украинской территории», расследовать «насильственные похищения, пытки и политически мотивированные убийства украинских активистов и членов крымско-татарской общины», реализовать Минские соглашения, «отменить незаконную аннексию Крыма», «вывести все свои войска с территории Украины», освободить Надежду Савченко. Судя по всему, без выполнения этих условий голос российской делегации не вернут.

Москва, в общем-то, не сильно расстраивается по этому поводу. Во-первых, потому, что решение было абсолютно ожидаемым, учитывая антироссийские настроения среди членов ПАСЕ. «Резолюция ПАСЕ фактически подтверждает тот негативный статус-кво, который сложился между Ассамблеей и Россией в результате принятия санкций против российской делегации на январской сессии ПАСЕ», — пояснил председатель Госдумы по международным делам Алексей Пушков. Во-вторых потому, что решение Ассамблеи абсолютно не имеет никакого практического значения. И не только потому, что на момент голосования в зале присутствовала лишь малая часть от общего числа депутатов. ПАСЕ не имеет никаких полномочий, это по сути общеевропейский форум. Ассамблея не накладывает финансовые санкции и тем более не вводит войска. По сути вес заявлениям и действиям ПАСЕ придает исключительно реакция на них со стороны России. Чем больше представители российского политического истеблишмента комментируют решения этого органа, тем более известным и медийным оно становится.

Да, теоретически депутаты могут пойти еще дальше и инициировать выход России из Совета Европы, но делать этого они не собираются. Официально — потому что, по словам президента ПАСЕ Анн Брассер, от этого пострадают простые россияне (граждане РФ больше не будут находиться под защитой европейской Конвенции, регламентирующей фундаментальные права и свободы человека). В реальности же выход России из Совета Европы не только лишит организацию российских денег, но и нивелирует ее общеевропейское значение. Неудивительно, что Алексей Пушков назвал решение организации профанацией. Пристального внимания резолюция Ассамблеи удостоилась лишь на Украине, и то потому, что Киев ищет любой способ доказать своим гражданам что весь мир сплотился против России и будет воевать за «освобождение» Донецка до последнего бельгийца. «Украинские СМИ так пристально следят за отношениями России и ПАСЕ, словно от этого зависит судьба Украины», — шутит Алексей Пушков.

Естественно, Россия не собирается выполнять все высказанные в ее адрес требования просто ради того, чтобы вернуться на Ассамблею и дальше выслушивать безосновательную критику в свой адрес, без всякого намека на коструктивность. «Нам подачек и одолжений не нужно, уважаем себя сами и заинтересованы в продолжении сотрудничества с ПАСЕ, но на равных условиях. На дискриминационных условиях мы не готовы сотрудничать», — говорит спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. При этом Россия оставляет за собой право рассмотреть возможность самостоятельного выхода из организации в том случае, если на следующем голосовании по полномочиям российской делегации (которое пройдет в начале 2016 года) ограничительные меры будут продлены. Да, Москва лишится одного из каналов для межпарламентской дипломатии, однако учитывая настроения в этом канале куда эффективнее видится работа российских представителей в рамках Парламентской Ассамблеи ОБСЕ.

По сути получается, что депутаты ПАСЕ сами загнали себя в угол. С одной стороны, они самоустранилась от участия в решении украинского вопроса — одной из важнейших тем в Европе. Вместо того, чтобы использовать площадку Ассамблеи как место для переговоров и/или давления на Россию, депутаты решили сделать эффектный шаг и фактически выгнали Москву из сессионного зала. И теперь у них больше нет никаких инструментов для влияния или давления на Кремль. И шансов на возвращение этого давления немного.

Следите за последними событиями в нашей Twitter-трансляции.

Наша группа в Facebook.

Источник публикации