318

Совет Безопасности ООН принял антихуситскую резолюцию. Россия предпочла промолчать.

14 апреля Совет Безопасности ООН принял резолюцию против хуситов — шиитского движения, которое контролирует значительную часть Йемена и воюет против официального правительства страны, арабской коалиции и Аль-Каиды. Документ предусматривает замораживание активов хуситов, запрет на поставки им оружия (при этом «призывает государства-члены ООН, в частности, соседние с Йеменом государства, инспектировать все грузы, направляющиеся в Йемен», если есть разумные основания предполагать, что там находится оружие). Кроме того, были введены персональные санкции против лидеров мятежников, а от самих хуситов потребовали немедленно вывести войска из захваченных йеменских городов.

Сами хуситы, естественно, крайне недовольны принятым документом. «Высший революционный комитет призывает йеменский народ выйти в четверг с демонстрацией протеста, чтобы осудить резолюцию Совета Безопасности, направленную на поддержание агрессии», — говорится в заявлении группировки, которое транслировалось в эфире принадлежащего хуситам телеканала Al-Masirah.

Арабские страны уже назвали резолюцию победой своей дипломатии. «Резолюция Совета безопасности по Йемену — это победа аравийской дипломатии и яркий пример того, чего мы можем добиться, когда сотрудничают Эр-Рияд, Эль-Кувейт, Манама, Доха и Абу-Даби. Решение Совета безопасности укрепляет наш курс», — заявил министр иностранных дел ОАЭ Мухаммад Анвар Гаргаш. Документ позволяет им усилить давление на хуситов и частично легитимирует проведение нынешней военной операции.

Между тем, наиболее интересной тут выглядит позиция России. Она требовала включение в резолюцию призыва о прекращении огня, а также установление оружейного эмбарго не только для хуситов, но и для йеменских властей. «Однако в процессе согласования проекта не были в должной степени учтены конструктивные предложения российской делегации», — говорит Виталий Чуркин. Кроме того, по словам дипломата, в тексте документа «должным образом не отражены тяжелые последствия для гражданского населения в Йемене ведущихся боевых действий и недостаточно четко сформулирована задача установления обязательных и регулярных гуманитарных пауз». В итоге, замминистра иностранных дел России Геннадий Гатилов признал, что «проект представленной резолюции все же имеет несколько односторонний крен в сторону осуждения хуситов».

Тем не менее, Москва решила все-таки не ветировать не устраивающую резолюцию, а просто воздержаться с надеждой на то, что «принятая резолюция не должна использоваться для дальнейшей эскалации конфликта, что могло бы иметь тягчайшие последствия как для самого Йемена, так и для всего региона».

Такая, мягко говоря, неоднозначная позиция Москвы вызывает вопросы. Некоторые даже вспоминают ливийский прецедент — тогда Россия тоже позволила пройти резолюции с надеждой на то, что она не будет использоваться для свержения Муаммара Каддафи, и поэтому несет часть ответственности за убийство «Брата-Лидера» и ликвидацию ливийского государства. И сейчас она фактически точно так же якобы сдает Йемен на расправу возглавляемой Саудовской Аравией коалиции вместо того, чтобы просто наложить право вето. Другие говорят о том, что Россия все-таки заключила сделку с Саудовской Аравией (ходили слухи, что семья аль-Саудов предлагала Путину различные преференции за то, чтобы Россия не мешала Эр-Рияду утюжить хуситов в Йемене).

Не исключено, что эти версии правдивы. Между тем, более реалистичной выглядит иная аргументация — Москва просто поступила рационально. И дело даже не в том, что Россия просто не хочет оказываться в международной изоляции (напомним, что остальные 14 стран-членов Совбеза, в том числе и Китай, голосовали в поддержку резолюции), а в том, что Москва считает эту резолюцию соответствующей своим интересам, главный из которых в дестабилизации и ослаблении Саудовской Аравии.

Прежде всего, документ не наносит какого-то серьезного ущерба хуситам. Их лидер Абдул-Малик аль-Хуси и без того не собирался покидать страну или держать свои деньги в западных банках, а запрет на поставки оружия хуситам — это все равно что запрещать поставки песка в пустыню Сахара. Кроме того, сам документ ведет к эскалации конфликта и позволяет Саудовской Аравии сделать еще один шаг в сторону капкана — проведения наземной военной операции. Любой исход этой операции кроме быстрого поражения хуситов (что маловероятно) соответствует интересам России, поскольку вызовет рост цен на нефть и ослабление радикального саудовского режима, доставляющего Москве столько проблем. Даже если при этом Эр-Рияду удастся втянуть в йеменский конфликт Иран, Россия тоже не сильно расстроится — Москве не выгодно быстрое сближение между Тегераном и Вашингтоном, а активное участие Ирана в йеменской войне создаст проблемы для этого сближения.

Пока что все развивается так, как хочет Россия. Эр-Рияд уже концентрирует войска у йеменской границы, объясняя это необходимостью самозащиты. «Наши военные уже задерживают граждан Йемена при попытках незаконно перейти границу. Чтобы не допустить масштабного вторжения вражеских отрядов на нашу территорию, мы развернули артиллерийские батареи и перебросили в приграничные районы боевые вертолеты», — заявил представитель командования пограничных войск Саудовской Аравии Салим Шахрани. Однако большая часть аналитиков уверены, что без наземного вторжения уже не обойтись, даже учитывая тот факт, что саудовцы как и россияне отдают себе отчет в рискованности военной операции. Саудовская Аравия просто загнала себя в ловушку. Если авианалеты не приведут к капитуляции хуситов, то Эр-Рияд вынужден будет продолжать операцию более действенными способами — в ином случае речь пойдет не просто о серьезном поражении и демонстрации слабости, которые Саудовская Аравия не может себе позволить в своем регионе, но и о перспективах военного ответа хуситов. Поэтому Саудовская Аравия вынуждена выбирать между плохим и очень плохим вариантом. И если она еще и заплатила России за то, чтобы Москва не мешала ей прийти к этому выбору — тем лучше для России.

Следите за последними событиями в нашей Twitter-трансляции.

Наша группа в Facebook.

Источник публикации