271

На Украине снова заговорили о возобновлении боевых действий. Весь вопрос в том, кто их начнет.

Ряд западных СМИ и политиков активно спекулируют вокруг вопроса возможного нападения российских войск или ополченцев на Мариуполь. «Некоторые эксперты считают, что наступление России на Мариуполь неминуемо. Команда специалистов под эгидой Атлантического совета и Фонда открытого общества, которую возглавил бывший командующий сил НАТО Уэсли Кларк, сообщила в марте о том, что российское наступление можно ожидать на протяжении 60-ти дней»,- пишет американская газета The Wall Street Journal.

На первый взгляд, у России есть все основания дать ополченцам отмашку на наступление. Москва разочаровалась в Порошенко как в партнере по переговорам. Мало того, что президент отказывается выполнять подписанные в Минске соглашения, так он еще и в принципе не хочет вести переговорный процесс. Как с Донбассом, так и, в общем-то, с Россией. «В так называемых «ДНР» и «ЛНР» царит, насилие и бесправие: банки разворовываются, предприятия остановлены. Более того, 27 % промышленного потенциала Донецкой и Луганской областей, оборудования, которое стояло на украинских заводах, было демонтировано и вывезено в Россию», — возмущается украинский президент. А поскольку переговоров все равно нет, почему бы не пробить коридор в Крым?

Между тем, эти основания лишены какого-то смысла. Взятие Мариуполя не откроет коридор на российский полуостров, а лишь расширит территорию ДНР. Это, конечно, неплохо, однако в данном случае игра не стоит свеч. Поход на город будет стоить России резкого обострения отношений с Западом, срыва всяких переговоров с ЕС и ввода новых санкций (этого не произошло во время январско-февральского наступления и взятия аэропорта с Дебальцево лишь потому, что тогда эти наступательные действия были согласованы с Евросоюзом). Более того, возобновление боевых действий вызовет резкую мобилизацию украинского населения, которое забудет и про экономический кризис, и про коррупцию во власти, и про разделяющие страну законы. А значит о планах Путина на федерализацию Украины и достижение компромисса с ЕС можно будет забыть, и Москва перейдет к взаимодействию с ЕС и США на конфликтных, а не партнерских основах. Подобное взаимодействие опасно, поскольку не только может спровоцировать холодную войну в отношениях между Россией и Западом, но и вызвать большую войну на Украине с вовлечением войск РФ и НАТО.

Вместо этого Москве выгодно сидеть и смотреть за тем, как Украина сама вредит себе на внутриполитическом и внешнеполитическом поле. Так, последние законы о запрете коммунизма и отказе от Великой Отечественной войне вносят еще больший раскол в ряды украинского населения. Логика Киева, в общем-то, понятна — украинские власти пытаются мобилизовать пассионарное радикальное меньшинство в преддверие местных выборов в стране. Поэтому они не только приравняли Сталина к Гитлеру и дали новый импульс к «ленинопадам», но и заявили о намерении переименовать все населенные пункты, площади и улицы, имеющие советскую топонимику. Однако на Украине есть целый сегмент тех, кто выступает против нынешних действий России, но для кого память о Победе является сакральной. Да, сейчас эта значительная группа людей разрозненна, не имеет лидеров и вынуждена критиковать власть на кухнях, однако десоветизация еще больше понижает уровень их реальной лояльности Киеве, и в случае обострения экономической ситуации станет еще одной причиной для массовых выступлений. А лишь падение легитимности нынешней власти и массовое протрезвление населения может помочь Путину реализовать сценарий федерализации Украины.

Другое дело если взятие Мариуполя станет «наказанием» за наступление Киева. В этой ситуации вина за падение города и новые котлы ляжет на украинскую власть, причем как в глазах населения, так и в глазах западных партнеров. Ни для кого не секрет, что Запад недоволен попытками Киева сорвать минские соглашения — как через разговоры о необходимости миротворческого контингента, так и принятием нарушающего все договоренности закона о выборах. Если сейчас Украина еще и возобновит боевые действия на Донбассе, то ЕС, возможно, не будет слишком уж активно выступать против возможного контрнаступления ополченцев.

Теоретически, конечно, возобновление боевых действий со стороны Киева видится как маловероятный сценарий. Порошенко занимается централизацией власти, освоением выданного Украине кредита, и приведением в порядок потрепанной в ходе зимней кампании армии (его эмиссары катаются по европейским странам и просят поставить ВСУ оружие). Однако в данном случае Киев действует не в государственнической, а во внутриполитической логике — Петру Порошенко нужна война для мобилизации населения. Поэтому в последние дни обстановка на Донбассе серьезно обострилась. «В общем, можно сказать, что перемирие завершилось — перестрелки, в том числе с применением артиллерии, идут по всему фронту. Ударные группировки противника продвинулись к передовой», — пишет бывший министр обороны ДНР Игорь Стрелков. При этом не исключено, что даже потеря Мариуполя будет оправданной жертвой в деле возобновления войны — Петр Порошенко получит еще один стимул для мобилизации населения, постарается внести раскол между ЕС и Россией, а также спишет потерю города на правительство, нанеся тем самым еще один удар по позициям Арсения Яценюка. Поэтому определенные сценарии падения Мариуполя устраивают как нынешний украинский режим, так и ополченцев с Россией.

Следите за последними событиями в нашей Twitter-трансляции.

Наша группа в Facebook.

Источник публикации