136

В первой декаде февраля пройдет целая серия переговоров по украинскому кризису. После этого станет ясно, стоит ли ожидать заморозки гражданской войны на Донбассе.

Старт переговорному марафону будет дан 5 февраля, когда госсекретарь США Джон Керри прибудет с визитом в Киев. Затем ожидается ряд встреч и дискуссий на полях Мюнхенской конференции по безопасности: госсекретарь Керри встретится с Ангелой Меркель и своим российским визави Сергеем Лавровым, а бундесканцлер, в свою очередь, примет у себя Петра Порошенко. Не исключены также и переговоры между Сергеем Лавровым и ведущими политическими лидерами Евросоюза. Наконец, марафон будет завершен 9 февраля Советом ЕС. Правда, последний этап будет уже не столько переговорами, сколько подведением итогов всего процесса — по принятым на нем решениям станет ясно, насколько успешными оказались дискуссии высоких договаривающихся сторон и в каком русле они шли.

Для того, чтобы хотя бы предполагать, о чем будут говорить, нужно очертить интересы всех четырех сторон дипломатического конфликта. Так, Россия продолжает (хотя и с куда меньшим энтузиазмом) придерживаться идеи сохранения территориальной целостности посткрымской Украины. Но лишь как федерации с нейтральным статусом и серьезными полномочиями регионов в культурной, политической и внешнеэкономической сфере. Фактически Владимир Путин предлагает Западу один из двух вариантов действий на выбор: соглашаться на предложенные им условия; в случае отказа — наблюдать за созданием Большой Новороссии как буфера между Россией и Западной Украиной. Третий вариант — дальнейшей эскалации — все стороны пока рассматривают скорее как фон переговоров, а не вероятный сценарий.

В Европе позицию российского президента понимают. Более того, все больше европейских лидеров готовы искать компромисс с Москвой в рамках первого варианта — федерализации Украины и перевода ее в нейтральный статус. Рост влияния «голубей» связан, прежде всего, с тем, что содержать Украину стало слишком накладно в политическом и экономическом плане, а введенные против России санкции оказались неэффективными с точки зрения достижения главной цели — изменения позиции Путина по Донбассу. Более того, метод достижения этой цели — давление на российскую экономику — бумерангом ударил и по самой Европе, лишив ее российского рынка, российских туристов, а также российского среднего класса как важнейшего инструмента для постепенной трансформации российского режима в нужную для Европы форму. И это уже не говоря о том, что после подведения итогов выборов в Греции Евросоюзу уже не до конфликта с Россией.

Что касается Соединенных  Штатов, то они, по сути, уходят на периферию дипломатического процесса по Украине. Причем по своей воле. Их нынешняя пассивность объясняется тем, что Вашингтон одержал победу в конфликте и не видит смысла в его активном продолжении. Обе ключевые цели Штатов выполнены: Кремль примерно наказан за возврат Крыма и создание неприятного для США международного прецедента, а между Европой и Россией вбит такой клин, который стороны будут вытаскивать годами. Да, США хотели бы сохранить украинский гражданский конфликт низкой интенсивности (чем они сейчас, в общем-то, и занимаются), однако эта стратегия крайне рискованна. И дело тут не только в том, что интересы Белого Дома входят в противоречие с Брюсселем. Несмотря на все влияние Вашингтона на Киев, в любой момент возможен перевод конфликта в полномасштабную гражданскую войну с участием российских войск. А вот этот вариант для Обамы абсолютно неприемлем — ему не нужна ни горячая, ни даже холодная война с Россией. У американского президента слишком много других внешнеполитических задач, требующих его первостепенного внимания. А полномасштабный конфликт с Москвой не только отвлечет американские ресурсы, но и значительно усилит противников США — прежде всего Китай (с которым будет вынуждена консолидироваться Москва) и Иран (который получит от России новейшие системы ПВО).

Среди всех четырех сторон у Петра Порошенко самые слабые позиции. По сути Украина полностью находится в зоне напряженного политического торга России, ЕС и Соединенных Штатов. Ситуация осложняется крайне высокой уязвимостью нынешней власти с точки зрения внутренней критики. Петр Порошенко понимает, что ценой принятия российско-европейского компромисса станет его собственное кресло — ангажированное население не простит ему не только само поражение в гражданской войне, но даже признание гражданского характера конфликта на Донбассе.

Понимая, что средств давления на Европу и США у него нет, Порошенко избрал единственно верный путь — максимальную эскалацию кризиса и принуждение Путина к повышению ставок. Киеву нужно более активное вовлечение России в гражданскую войну на Донбассе для того, чтобы усилить позиции противников России в американских и европейских властных коридорах и таким образом сделать невозможным российско-западный компромисс. Насколько успешной окажется стратегия Петра Порошенко станет ясно примерно через неделю.

Пока же «переговорный марафон» будет выглядеть примерно следующим образом. Визит Керри в Киев не будет носить посреднический характер, поскольку госсекретарь США не собирается ни встречаться с ополченцами, ни (вопреки ходившим слухам) ехать после Киева в Москву. Поэтому с большой долей вероятности можно сказать, что визит преследует две цели. Внешне это будет выглядеть как демонстрация полной поддержки Соединенными Штатами украинского режима. Госсекретарь США будет жать руки украинским чиновникам, говорить об Украине как о маяке демократии, возможно, встретится с кем-то из участников АТО. Однако за кулисами будет куда более жесткий разговор, возможно, даже более жесткий, чем в ходе последнего визита в Киев высокопоставленного американского политика (вице-президента Джозефа Байдена, который в ультимативной форме заставил Петра Порошенко денонсировать официальную украинскую позицию и вернуться к минскому формату). Не секрет, что США недовольны ни темпами украинских реформ, ни эффективностью новых властей страны, ни их чрезмерной конфронтационной политикой. Ходят даже слухи о том, что разочарование Вашингтона уже привело к блокировке Соединенными Штатами очередного кредита МВФ для Украины.

Вероятно, объяснять Петру Порошенко новые правила игры продолжит в Берлине Ангела Меркель, чья первоначальная идея стимулировать российско-европейский конфликт для упрочения политического лидерства Германии в Европе сталкивается со все большим сопротивлением как европейских стран, так и собственно германских элит. Но тем не менее для Порошенко она самый оптимальный переговорный партнер среди всей элиты Евросоюза (Дэвид Кэмерон не в счет — он не ассоциирует себя ни с ЕС, ни с европейскими интересами). Остальные настроены к Порошенко более критично. Однако их негативное отношение к украинскому президенту не означает, что переговоры с Москвой будут простыми — и США, и Евросоюз будут требовать от России максимального количества уступок. Поэтому не исключено, что переговоры между ними о новом формате перемирия на Донбассе закончатся безрезультатно. Впрочем, отсутствие результата по компромиссу отнюдь не будет означать согласие сторон на эскалацию кризиса — речь пойдет просто о заморозке конфликта до лучших времен.

Если ситуация пойдет по такому сценарию, то на итоговом заседании Совета ЕС 9 февраля либо вообще не будет принято каких-либо новых антироссийских санкций, либо они будут приняты в крайне усеченном и неопасном для России виде. Например, в виде очередного расширения или продления персональных санкций. Есть и альтернативный сценарий. Если Петру Порошенко и поддерживающим его некоторыми представителями американской и европейской элит удастся сорвать процесс стабилизации отношений между Западом и Россией, то ЕС может пойти и на новые секторальные санкции. Однако, если Москва будет исполнять условия соглашения с Брюсселем, то этот вариант выглядит на сегодняшний день крайне маловероятным.

Следите за последними событиями в нашей Twitter-трансляции.

Наша группа в Facebook.

Источник публикации