276

По делу об убийстве оппозиционного политика Бориса Немцова Басманный суд предъявил обвинения замкомполка чеченского батальона «Север» Зауру Дадаеву и его брату охраннику из Подмосковья Анзору Губашеву. Однако и в суде не прозвучали подробности того, зачем они убили политика и заказал ли им кто-то это убийство.

Убийство в центре Москвы оппозиционного политика Бориса Немцова следственная группа МВД и ФСБ раскрыла всего за неделю, предъявив сразу двух, а затем и пять подозреваемых в субботу. Методичность оперативников в самом деле достойна уважения. Однако пока задержание пятерых подозреваемых исполнителей убийства не сопровождается даже общими выводами о возможных мотивах убийства. Скупые подробности вызывают пока больше вопросов, главный из которых: кто и зачем заказал убийство и было ли оно вообще заказным? Имело ли оно идеологические, эмоциональные корни или является просчитанной провокацией со стороны внутренних или внешних сил?

Гибель Бориса Немцова была раскрыта тем же методом, что и взрыв в американском Бостоне, который тоже организовали выходцы из Чечни. Основной инструмент следствия – анализ видеокамер по пути следования автомобиля, на котором скрылся выстреливший шесть раз в Бориса Немцова. Так было установлено местонахождение брошенного в Москве автомобиля, через который оперативники и вышли на его конечных владельцев (разумеется, это была одна из многих  других линий работы).

След привел в Ингушетию, где и были задержаны троюродные братья Заур Дадаев, Анзор и Шагид Губашевы, а также еще двое фигурантов некие Бахаев и Эскерханов (имя еще одного подозреваемого не раскрывается).  Сообщалось также, что в субботу в одной из квартир Грозного во время штурма силовиками подорвал себя гранатой еще один подозреваемый на причастность к убийству Немцова человек.  Не исключено, что впоследствии это может оказаться оборванным следом к заказчику. Во всяком случае даже на суде не прозвучало, какие показания дали главные обвиняемые – Заур Дадаев и Анзор Губашев: ни о мотивах, ни об организаторах убийства пока ничего не говорится. В статус обвиняемых они перешли сразу же после оглашения решения суда. Дадаева арестовали до 28 апреля, по другим троим подозреваемым решения к вечеру воскресенья еще не было. Известно только, что трое вины не признали.

«Задержанные отрицали свою причастность к указанным преступлениям, однако у следствия есть доказательства их причастности», — заявил представитель следствия на заседании по избранию меры пресечения Шагиту Губашеву, Рамзату Бахаеву и Тамерлану Эскерханову.

Единственный, кто признал свою вину, Заур Дадаев является замкомполка элитного батальона «Север» в Чечне, созданного под патронатом самого Рамзана Кадырова в 2006 году. При задержании вместе с Зауром Дадаевым в автомобиле находился его сослуживец, который тоже был задержан, но имя его не называется.

Батальон «Север» насчитывает 700 военнослужащих призывников, базируется в Грозном и входит в МВД республики. С 2010 года батальон преобразован в 141-й специальный моторизованный полк имени героя России Ахмат-Хаджи Кадырова.

Этот полк известен тем, что когда-то в него набирали в том числе амнистированных боевиков, воевавших против федеральных вооруженных сил России. Однако состояли ли Заур и другие задержанные в рядах экстремистов, не известно. По словам его матери, он не мог совершить подобное преступление.

«Мне сегодня сообщили, что моего сына Заура Дадаева задержали правоохранительные органы по подозрению в причастности к убийству Немцова. Я не могу в это поверить. Он не мог этого совершить», – заявила Аймани Дадаева агентству Интерфакс. «Что мой сын, что мои племянники, они уже взрослые люди, им уже больше 30 лет, и я не верю, что они могли пойти на такое преступление. Племянники мои Кубашевы последние годы работали в Москве. Я никогда не слышала, что они занимаются противоправными действиями».

Личности других фигурантов дела ясности тоже не вносят.  Анзор Губашев работал в одном из супермаркетов Подмосковья охранником от одного из ЧОП. Предполагается, что именно он был за рулем машины, на которой скрылся после выстрелов Дадаев.  Роль его брата – водителя КамАЗа в преступлении пока не известна. Все трое происходят из рода  чеченцев, которые до 1960-х годов жили Итум-Калинском районе Чечни, а затем переехали в Малгобекский район Ингушетии. Все они родились в начале 1980-х годов и все трое росли без отцов. О двух последних задержанных информации пока вовсе нет никакой.

Дефицит информации – главная проблема сегодня, которая и не позволяет строить вообще какие-либо версии, поскольку это бессмысленно. Следственный комитет по непонятным причинам не заявляет, к какой же версии он теперь склоняется. Официально до сих пор ключевой остается версия о провокации с целью дестабилизации ситуации в стране. Однако почему даже схематично не разглашают показания обвиняемых, непонятно. В ходе воскресного заседания суда суть обвинения тоже не стала более ясной. В ближайшее время следствие должно ответить на ключевой вопрос: указал ли признавшийся в убийстве на заказчика, а если нет – на основании каких мотивов был убит Немцов.

Следите за последними событиями в нашей Twitter-трансляции.

Наша группа в Facebook.

Источник публикации