281

Визит Арсения Яценюка в Германию на Украине считают успешным. В реальности же киевские власти еще раз убедились в том, что ЕС все больше устает от их неадекватных действий.

Сам украинский премьер уверяет, что получил в Берлине четкие заверения в продолжении поддержки. «Канцлер Ангела Меркель, как лидер ключевой страны ЕС, дала четкий сигнал о том, что Украина не одна, что она получит помощь, и ключевые задания для Европы – это помочь Украине1 стабилизировать экономическую ситуацию и установить мир в стране», — отметил Яценюк. В своем заявлении он фактически противопоставляет Германию Франции, и дает понять, что Ангела Меркель готова играть против миротворца Олланда и сохранять конфликтность в отношениях между Россией и ЕС.

Сама Меркель своими заявлениями отчасти подтверждает заявления Арсения Яценюка. Так, она привязывает отмену санкций к действиям, на которые Россия не пойдет. Речь идет о полном выполнении минских соглашений, часть пунктов которых касается полного возврата ДНР и ЛНР под суверенитет Украины. Россия не будет сдавать эти территории до тех пор, пока украинские власти не выполнят свои условия сделки — то есть не проведут федерализацию страны и не вернут ей нейтральный статус. Кроме того, Меркель ставит под вопрос значимость саммита в Астане и «украинизирует» повестку дня этого мероприятия. По ее словам, встреча в казахстанской столице «не сможет привести к выполнению с сегодня на завтра всех положений минского протокола, но что возможно, так это добиться зримого прогресса по одним пунктам и выработать надежную «дорожную карту» для других».

Между тем, не исключено, что нынешняя позиция Ангелы Меркель имеет все-таки тактический, а не стратегический характер. Продолжение поддержки Украины может быть элементом дипломатического торга — канцлер усиливает свою позицию для того, чтобы подороже продать ее изменение. Ведь если посмотреть на ситуацию в целом, то европейский бизнес и политико-академическое сообщество все больше склоняется к нормализации отношений с Россией за счет становящейся обузой Украины. И в этих условиях поддержка нынешнего киевского режима может становится1 все более затратной со всех точек зрения.

Так, Украина хочет денег на спасение собственной экономики. По словам министра экономики Украины Айвараса Абромавичюса, «дополнительно к существующим программам… необходима сумма в 15 миллиардов долларов для того, чтобы стабилизировать финансовую систему Украины и начать экономический рост». Любопытно, что при определении суммы министр ссылается не на данные  своего министерства,  а на расчеты, сделанные британской газетой The Financial Times. Вряд ли стране, министр экономики которой даже неспособен предоставить четкие данные о необходимом объеме кредитования, международные институты выделят такие средства. А особенно на фоне того, что их возврат окажется под вопросом. Поэтому спонсорам украинского режима приходится брать эти расходы на себя. Так, Германия и Украина подписали протокол о намерениях, согласно которому Берлин обязался предоставить Киеву кредит в 500 миллионов евро сроком на 20 лет под низкий процент. Само соглашение о кредите ожидается в начале февраля. «Германия будет и в дальнейшем поддерживать Украину на ее нелегком пути к стабилизации политической и экономической обстановки», — заявил министр экономики Германии Зигмар Габриэль. Однако Германия — развитая демократия, и оппозиция на следующих выборах обязательно поинтересуется у властей, как можно давать полмиллиарда долларов самой коррумпированной стране Европы, находящейся на грани дефолта.

Кроме того, Киев требует политической поддержки. Однако выступать в защиту все более одиозных украинских властей становится все более непросто. Мало того, что они уже подвергаются серьезной критике за массовые нарушения прав человека на Донбассе, так еще и позволяют себе неприемлемые с точки зрения демократических ценностей заявления. Ладно Дмитрий Ярош, который обещает в случае чего взорвать носимую им в кармане гранату в здании Верховной Рады — отличился уже сам премьер Яценюк. Выступая в эфире одного из немецких телевизионных каналов, он заявил, что «Российская агрессия против Украины — это посягательство на мировой порядок, — заявил Арсений Яценюк. — Мы все хорошо помним советское вторжение как в Украину, так, в том числе, и в Германию. Его надо избежать».

В России его слова вызвали крайне бурную реакцию. «Это оправдание гитлеризма и оскорбление памяти и героев, и жертв борьбы с нацизмом, не в последнюю очередь — украинских. Неужели проглотят? Неужели промолчат просвященные европейские политики, опять сделав вид, что ничего не произошло?», — возмущается глава комитета по международным делам Совета Федерации и новый ответственный за парламентскую дипломатию между Россией и ЕС Константин Косачев. В действительности особой реакции в Германии слова Яценюка не вызвали — но не потому, что Европа готова к оправданию нацизма. Их просто не посчитали значимыми, поскольку уже не могут воспринимать серьезно сентенции украинского премьера. К тому же СМИ были заняты французскими событиями. Разве что журнал Spiegel написал сатирическую заметку. «С 1942 года советские войска беспощадно продвигались на Запад и не боялись следовать за армией демократически избранного рейхсканцлера даже через украинскую территорию…  Наконец СССР нарушил восточную границу Германии и вторгся на ее территорию, как мы все хорошо помним вместе с господином Яценюком», — отмечалось в статье. Еще пару таких заявлений премьер-министра или иного высокопоставленного лица на Украине, и любые заявления ведущих политиков в поддержку украинского режима смогут рассматриваться как элементарная трата политического капитала.

Следите за последними событиями в нашей Twitter-трансляции.

Источник публикации