Трагедия в Гюмри: между «уважением» и правосудием, теги:

Трагедию в Гюмри пытаются перевести из уголовной в политическую плоскость. Ряд армянских активистов эксплуатируют ее для роста антироссийских настроений в стране.

В ночь с 12 на 13 января на турецко-армянской границе Армении российскими пограничниками был задержан солдат Валерий Пермяков, убивший семью из 6 человек в городе Гюмри. Пограничники переправили его назад на 102-ю военную базу, откуда он ранее сбежал. Сам Валерий Пермяков уже признался в содеянном. По его словам, он решил прогуляться, захотел выпить воды, постучался в дверь, ему не открыли, и он расстрелял жившую там семью, затем оставил там все свои вещи и ушел в самоволку.

Учитывая резонанс и жестокость произошедшего, власти Армении делают все возможное для того, чтобы не допустить перевода обычной уголовщины в плоскость межнациональных и межгосударственных отношений. «Призываю сограждан не придавать этой трагедии национального оттенка, это непозволительно. Армянский и русский народы связывает вековая дружба, и эта трагедия не должна стать причиной раскола», — заявил вице-спикер парламента, пресс-секретарь правящей Республиканской партии Армении Эдуард Шармазанов. С ним согласны и сознательные представители оппозиции. «Мы должны показать, что не видим здесь национальной проблемы, проблема здесь в нарушении закона, внутреннего порядка на военной базе. Это проблемы, которые должны стать объектом серьезного обсуждения», — отметил глава парламентской фракции АРФД Армен Рустамян. И это обсуждение уже идет — в Гюмри срочно прибыла комиссия во главе с первым заместителем министра обороны РФ Аркадием Бахиным.

Однако далеко не все в Армении столь сознательны. Часть оппозиции, а также ряд армянских активистов, считающих себя политологами, которые за иностранные деньги, от переизбытка патриотизма и/или недостатка ума активно выступают за отход Армении от союза с Россией, увидела в этом инциденте шанс для стимулирования антироссийских настроений. Они называют трагедию еще одним доказательством необходимости разрыва отношений и вывода из Гюмри российской военной базы (которая не только кормит значительную часть жителей города, но и является одним из ключевых инструментов защиты армянской независимости).

Так, они утверждают, что поведение российских властей в ходе трагедии является очередным (наряду с российско-азербайджанскими оружейными контрактами и поддержкой Кремля непопулярного армянского президента Сержа Саргсяна) свидетельством неуважения Москвы по отношению к армянскому народу. Активисты возмущены тем, что расследование преступления ведет российская сторона. Они указывают на статью 4 соглашения между двумя странами по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с нахождением российской военной базы на территории Республики Армения, которая гласит, что «по делам о преступлениях и иных правонарушениях, совершенных на территории Республики Армения лицами, входящими в состав российской военной базы, и членами семей этих лиц, применяется законодательство Республики Армения, действуют ее компетентные органы». Оппозиция увидела в этом очередной заговор России против армянского народа. «Здесь я вижу серьезную политическую цель, которая не направлена на проведение справедливого и прозрачного расследования. И я считаю, что здесь поставлена задача сокрыть то, что на самом деле произошло, что на самом деле скрывается за этой трагедией», — уверяет депутат парламента Заруи Постанджян.

Теория заговора и оскорбительного поведения Москвы находит отклик в среде потрясенного армянского общества, однако в данном случае возмущение бессмысленно и беспочвенно (если, конечно, не преследует цели банального самопиара). Во-первых, налицо юридическая коллизия — есть пункт 61 Конституции РФ, согласно которой «гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству». И поскольку его взяли российские пограничники, они не имели права выдавать его армянской стороне. И в данном случае стороны повели себя максимально уважительно друг к другу. Сначала Москва заявила о готовности передать задержанного в руки армянских властей. «Российская сторона склоняется к тому, чтобы следствие вели мы, поскольку инцидент произошел на нашей территории и речь идет о тягчайшем преступлении», — заявил первый заместитель начальника Полиции Армении Унан Погосян, который возглавил созданную Ереваном оперативную группу. Однако затем армянские власти проявили понимание и пошли навстречу коллегам из дружественного государства, согласившись не требовать выдачи подозреваемого и лишь участвовать в расследовании на партнерских началах. Армения как суверенная страна имела право на такой шаг, никакого серьезного внешнего давления Москвы (которое как раз и стало бы оскорбительным для армянского суверенитета) не было. В любом случае сейчас, после согласия армянских властей оставить Пермякова под контролем российских органов следствия, отыгрывать назад поздно. В ином случае это будет выглядеть уже как унижение, причем не только Москвы, но и армянской государственной системы. Чего, по всей видимости, и добивается часть возмущенных активистов.

Во-вторых, сущностно от передачи расследования в руки армянских правоохранителей ничего не изменится. Активисты и оппозиционные политики связывают желание Москвы вести расследование с тем, что она хочет замять скандал и помочь солдату избежать наказания, однако они забывают реалии армяно-российских отношений. А эти реалии таковы, что если в Кремле по какой-то причине решат спасти убийцу от правосудия, то нет разницы какая сторона будет проводить расследование.

Между тем, очевидно, что никто спасать Валерия Пермякова от правосудия не будет. Преступление настолько резонансно и очевидно, что вина солдата никем особо не оспаривается. Да, не исключено, что Пермякова просто признают невменяемым и отправят на психиатрическое лечение, однако в этом тоже не будет никакого антиармянского заговора и тем более унижения. Судя по данному им описанию убийства, солдат действительно психически нездоров.

Однако в случае определения Пермякова на принудительное лечение российские официальные лица должны не только принести официальные извинения армянского народу, но и обязательно наказать по всей строгости закона тех лиц, которые допустили психически неуравновешенного человека к службе и боевому оружию. Москва дает понять, что накажет. Генконсул России в Гюмри Иван Волынкин уже пообещал, что «все виновные, не только преступник, но и те, кто, так или иначе, помогал ему опосредованно – каким-то бездействием, какой-то халатностью, другими своими должностными делами, будут наказаны». Возможно, виновными назначат врачей из медкомиссии, возможно под раздачу попадет командование базы, которое очевидно проявило халатность. В любом случае Москва должна продемонстрировать максимальную беспристрастность и поступить по всей строгости закона. Хотя бы для того, чтобы не дать возможности армянским антироссийским активистам поиграть на гипетрофированной национальной гордости там, где она вообще не к месту. Реальным оскорблением армянского народа станет некачественное и предвзятое расследование дела российской стороной, а не сам факт этого расследования.

Следите за последними событиями в нашей Twitter-трансляции.

Источник публикации