4662

На Украине очередное обострение ситуации в зоне АТО. Ситуация все больше напоминает январь 2015 года. Ни о каком соблюдении перемирия — первого, и по сути начального пункта минской «дорожной карты» уже и речи не идет.

Украинские войска продолжают  обстрелы Горловки и других городов Донбасса, а 10 августа под предлогом «необходимости ответа на обстрелы со стороны террористов» перешли в наступление. «После двухчасовой артиллерийской подготовки из крупнокалиберных орудий, РСЗО «Град», танков и минометов в районе населенных пунктов Петровское, Новая Ласпа, Белая Каменка, противник силами шести БМП и шести танков с 07:00 начал наступление в направлении Старогнатовки и Белой каменки… Прекрасно зная, что мы, как и обещали, полностью выполнили обязательства по отводу тяжелого вооружения, в том числе калибром менее 100 мм, украинские силовики решили использовать эту ситуацию, чтобы продвинуться вглубь территории ДНР», — комментирует произошедшее представитель Минобороны ДНР Эдуард Басурин. Отдельным частям 72-й бригады ВСУ, усиленным боевиками Правого Сектора, удалось выйти к селу Новоласпа и даже отчитаться о его якобы взятии, однако после введения резервов ВСН украинцы вынуждены были отступить с потерями на исходные позиции. В свою очередь донецкие подразделения по политическим причинам не пошли в контрнаступление, предпочитая сохранить существующий статус-кво. Не увенчались успехами и наступательные действия ВСУ в районе Мариуполя.

Между тем, эти военные операции будут иметь определенные политические последствия. Киев уже заявил, что нынешняя операция являлась по сути наступлением «террористов» из ДНР под руководством российских генералов. В украинском Генштабе сообщили, что деятельность ополченцев контролирует генерал-полковник российской армии Александр Ленцов (сам российский генерал, находящийся сейчас по официальным данным на полигоне в Астраханской области, посоветовал Киеву поменять сотрудников Генштаба, которые дезинформируют руководство этой структуры, руководителей государства и народ). В этой связи Петр Порошенко потребовал срочного созыва «Нормандского формата» (министров иностранных дел России, Германии, Франции и Украины) для обсуждения якобы российских провокаций. Одновременно с этим он фактически дал добро украинской армии на дальнейшее обострение ситуации. «Мы оставляем за собой право адекватно противодействовать вызовам боевиков1, в том числе с применением средств огневого поражения. Военные части сил АТО, которые выполняют боевые задачи на передовой, получили соответствующие разрешения», — говорится в заявлении Генштаба. А секретарь Совета Национальной безопасности Александр Турчинов уже готовит мировую общественность к обострению гражданской войны. «На оккупированной территории российскими спецслужбами происходит подбор объектов массового скопления людей: детские сады, учебные заведения, жилые дома, объекты инфраструктуры и т.д., и отрабатываются сценарии организации терактов», — уверяет Александр Турчинов. По его мнению, «кровавые теракты должны отвлечь внимание мировой общественности от ответственности России за сбитый «Боинг», легитимизировать и оправдать активизацию российской агрессии, а также лишить Украину поддержки в мире и привести к ее международной изоляции».

Действия Киева вполне понятны и логичны. Петру Порошенко нужно возобновление боевых действий, причем инициатором должна выступить Россия и/или ополченцы. Тогда украинский президент сможет просить денег и политической поддержки Запада. По словам председателя комитета по иностранным делам Верховной Рады Украины Анны Гопко, США выделят 500 миллионов долларов на обучение украинской армии, однако этого Киеву мало. Кроме того, возобновление боевых действий поможет консолидировать украинское население вокруг идеи о защите отечества. Сейчас эта идея несколько поугасла, даже на Западе Украины. 6-я волна мобилизации сорвана, и один из самых низких показателей продемонстрировала Ивано-Франковская область — лишь 25% призванных жителей этой области пришли на призывные пункты. Соответственно, идее требуется новое подтверждение в виде «российской агрессии». Провокации в форме срыва Минских соглашений и обстрелы Горловки не сработали — ДНР и ЛНР, не говоря уже о российской армии, в наступление не переходят. Остается лишь самим наступать, и позиционировать контратаки противника как его наступление.

Очевидно, что курс Киева на эскалацию противоречит стратегическим целям украинского государства по реинтеграции Донбасса, реализация которых постепенно начинается. Так, 22 августа на блокпостах вдоль границы АТО планируется открыть т.н. «логистические центры» для жителей ДНР и ЛНР. «В этих центрах можно будет приобрести продукты, товары первой необходимости, медикаменты. Сейчас Ощадбанк работает над тем, чтобы установить там свои банкоматы»,  — говорит глава Донецкой области Павел Жебривский. Боевые действия не позволят использовать этот элемент мягкой силы в полном объеме. Кроме того, курс на эскалацию противоречит и интересам Евросоюза, уставшего от украинского конфликта и не видящего в нем каких-то новых выгод для себя, лишь риски. Поэтому хотелось бы надеться, что министры иностранных дел Франции и Германии, уже согласившиеся собраться в минском формате, убедят Киев в необходимости если уж не соблюдать Минские соглашения, то хотя бы не развязывать войну.

Следите за последними событиями в нашей Twitter-трансляции.

Наша группа в Facebook.

Источник