Путешествия и туризм: Китай

Соединенные Штаты до сих пор не имеют явной и успешной стратегии по сдерживанию Китая. Более того, они отталкивают от себя ключевую страну, необходимую для этого сдерживания — Россию.

Китайская тема не перестает сходить с первых полос американских СМИ. Американские политологи призывают свое правительство выработать наконец концепцию взаимоотношений с самой мощной из развивающихся стран — Китаем. Политологи указывают, что пока Белый Дом размышляет, китайцы продолжают укреплять свои позиции в мире. Китайская стратегия становится все более глобальной. «У Китая порядка 600 миллиардов долларов инвестиций по всему миру, и несколько миллионов китайцев работают за рубежом. Китайский ВМФ уже совершает походы по всему миру и в удаленных нестабильных зонах начинает использоваться для защиты китайских интересов», – говорит эксперт московского Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин. Китайцы активно осваивают Латинскую Америку (объем китайской торговли с которой уже превысил 260 миллиардов долларов), колонизируют Африку, а также укрепляют свои позиции в Азии. Причем не только в военно-политическом, но и в экономическом смысле. Так, в апреле более полусотни стран выразили желания участвовать в создании и работе масштабнейшего китайского финансового проекта — Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. Капитализация банка составит порядка 100 миллиардов долларов, и наряду с Банком БРИКС, эта структура станет альтернативой подконтрольным Западу институтам глобального управления. И более надежным кредитором для недемократических стран третьего мира — пример России продемонстрировал всем, что у Запада экономические отношения слишком тесно привязаны к необходимости проявлять лояльность и играть по установленным Западом правилам.

Обама, конечно, утверждает, что у Белого дома стратегия есть — США пытаются выстроить в регионе некую систему коллективной безопасности против Китая, а также выключить Пекин из процессов региональной экономической интеграции (проект так называемого Транстихоокеанского партнерства). Однако реализовать эти проекты американцы пока не могут — ряд стран юго-восточной Азии хоть и опасаются Китая, но не собираются идти с ним на открытый конфликт. При этом сама концепция сдерживания Китая сама по себе видится достаточно рискованной. Китайцы применили к США ту стратегию, которую они применяют в отношении стран третьего мира — тотальная скупка экономики. На сегодняшний день Китай является крупнейшим кредитором Соединенных Штатов и важнейшим торговым партнером. И эти рычаги вкупе с китайскими инвестициями способны направлять американский Конгресс.

Здесь важно понимать, что сдерживание Китая и конфликт с ним не является безальтернативной задачей Соединенных Штатов, поскольку Пекин не собирается на них нападать. Китайцы не будут подрывать броненосец Мэн (после которого США вступили в испано-американскую войну) или бомбить Перл-Харбор — они просто хотят чтобы за ними признали право на традиционный для китайской истории сюзеренитет над регионом Восточной Азии. Китай не лезет в чужие конфликты, не рушит систему межднародных отношений и не собирается подрывать американские интересы в странах третьего мира по принципу нулевой суммы. И этот подход Пекина найдет поддержку в среде американских изоляционистов, предлагающих Вашингтону уделять больше внимания американским делам, а также Западному полушарию в целом. В этой ситуации Восточная Азия будет отдана на откуп Китаю.

Ирония в том, что единственным шансом для Соединенных Штатов сдержать Пекин является сотрудничество с Москвой. Пока этого сотрудничества нет — более того, за последний месяц Россия серьезно сблизилась с китайцами. Во время визита Си Цзиньпина в Москву были подписаны десятки соглашений, а с 17 по 21 мая прошли российско-китайские совместные учения в Средиземном море. «Цель учений – углубить дружеское и практическое сотрудничество двух стран и увеличить способность наших флотов отвечать угрозам безопасности на море, – говорилось в заявлении министерства обороны КНР — Эти учения не направлены против третьих стран и никак не связаны с ситуацией в регионе».

Между тем, Москва заинтересована в сближении с Западом, в том числе и отчасти на антикитайской основе. Далеко не все в России удовлетворены слишком тесным сотрудничеством между Москвой и Пекином, и видят в этом сотрудничестве определенные угрозы. «Важно понять, как мы будем использовать китайские инвестиции, – если мы нарастим свою промышленность за счет этого и будем включены в мировое производство, тогда ничего страшного не случится, – говорит руководитель Школы востоковедения Высшей школы экономики Алексей Маслов. – Если будем просто передаточным звеном между Китаем и Европой, например, предоставлять свои сырьевые ресурсы, то мы должны понимать, что будем зависеть не только от денег Китая, но, самое главное, – от изменений внешней политики Китая». Такая зависимость России не нужна, ей необходимо жестко и четко отстаивать суверенитет своей внешней политики (на индийском, японском, американском направлении) перед новым союзником. И успешность отстаивания Россией своих интересов в диалоге с Китаем будет во многом зависеть от Соединенных Штатов и Евросоюза, от желания и готовности этих стран нормализовать отношения с Москвой и тем самым сбалансировать китайское влияние.

Таким образом, объективный и прагматичный анализ говорит о взаимной заинтересованности США и России в восстановлении отношений и углублении сотрудничества. Однако помимо прагматики есть еще и идеология, и она не позволяет американцам трезво взглянуть на ситуацию и потенциал России в деле сдерживания Китая. При этом времени на отрезвление у Вашингтона не так много — чем дальше он будет тянуть, тем сложнее будет американцам сбалансировать влияние Пекина в процессе принятия внешнеполитических решений в России.

Следите за последними событиями в нашей Twitter-трансляции.

Наша группа в Facebook.

Источник публикации