Казахстан сделал свой выбор
В Казахстане прошли президентские выборы. За действующего президента Нурсултана Назарбаева проголосовали 97,7% избирателей. Победитель был известен еще до начала самого голосования. Вопрос лишь в том, что будет когда победитель уйдет.
Формально выборы были, конечно, альтернативными. В них, помимо президента страны и лидера партии Нур Отан (Свет Отечества) Нурсултана Назарбаева, участвовали секретарь ЦК Коммунистической народной партии Тургун Сыздыков, а также председатель федерации профсоюзов Абельгази Кусаинов. Но фактически победитель был всем очевиден — весь вопрос был лишь в том, какой процент голосов наберет Назарбаев на выборах. И оптимисты могут быть довольны — нынешний президент получил более 97% голосов избирателей. Явка в стране превысила 95% (всего в Казахстане порядка 9 миллионов избирателей, для которых было открыто 9,5 тысяч избирательных участков), причем наблюдатели отмечают высокую активность молодежи. «Мы привыкли, что с утра обычно идут взрослые люди, а тут именно молодежь пошла. В первой половине дня было так много избирателей, что людям на участках приходилось чуть ли не в авральном режиме работать», — говорит представитель российской делегации, депутат Госдумы Ирина Роднина.
У самого Елбасы (титул Назарбаева в Казахстане, который переводится как «лидер нации») было объяснение столь высокой популярности и явки. «Казахстанцы проголосуют, в первую очередь, за стабильное развитие нашей страны, улучшение жизни народа. Во-вторых, за стабильность государства, за поддержку такой политики, которую страна проводила под моим руководством», — пояснял он еще до оглашения даже предварительных итогов голосования. Объяснение в общем-то стандартное, и его используют чуть ли не все авторитарные лидеры мира для оправдания своих заоблачных результатов в ходе процессов, которые они называют всеобщими демократическими выборами. Однако в случае с Казахстаном президент действительно говорил по большей части правду.
А правда эта в том, что Нурсултан Назарбаев — один из самых взвешенных и, без сомнения, мудрых руководителей постсоветского пространства. В то время как все его коллеги в соседних государствах бросались из крайности в крайность, Елбасы демонстрировал удивительную гибкость, сумев сохранить нейтральную позицию по ряду весьма сложных вопросов. Так, он не бросился в объятья Запада как Грузия, но и не выбирал абсолютно пророссийскую позицию как та же Армения, не перешел также к антироссийской линии при сохранении сложных отношений с Западом (самая неудачная позиция, которую сейчас, пожалуй, занимает Узбекистан). Кроме того, Назарбаев выполнял взятые им на себя обязательства, в отличие от украинского руководства, а также некоторых лидеров Киргизии. Сочетание двух этих факторов помогло казахстанскому президенту поддерживать ровные отношения со всеми центрами силы и соседями по региону.
Однако самым серьезным его достижением является довольно высокий для постсоветского пространства уровень межнационального согласия. В отличие от всех своих соседей по Средней Азии а также республик Южного Кавказа, Казахстан взял курс на создание многонационального государственного проекта. Именно поэтому в стране, где почти четверть населения составляют русские, нет ни сегрегации как в Прибалтике, ни своих аналогов Новороссии. Неудивительно, население страны имеет все основания держаться за своего лидера, который хоть и не является образцовым демократом наподобие европейских президентов, но обеспечивает Казахстану стабильность и развитие.
Между тем нынешние выборы не решают ключевой вопрос — что будет со страной после ухода Нурсултана Назарбаева? Сможет ли казахстанская элита без особых проблем и междоусобиц выбрать наследника? Станет ли этот наследник продолжать взвешенный курс Елбасы, или же ударится в национализм или будет делать упор на отношениях с ЕС? Ведь в стране к процессу евразийской интеграции, не говоря уже об углублении этого процесса, отношение весьма неоднозначное — ряд казахских бизнесменов уже высказывают сомнения относительно идеи введения единой валюты. И их не смущает даже тот факт, что инициатором этого шага был по сути сам Нурсултан Назарбаев (это к вопросу о «диктаторском» характере казахстанского режима).
По иронии судьбы сама личность Назарбаева усложняет вопрос казахстанского политического будущего. И дело даже не в том, что у Елбасы нет официально назначенного наследника. Наличие у власти пусть харизматичного, эффективного, но все же авторитарного политического лидера не дает развиваться государственным институтам и гражданскому обществу. А замыкание на себя процесса принятия решений серьезно осложняет работу политических лифтов, не стимулирует развитие у чиновников чувства ответственности и инициативы. Отчасти поэтому, считают политологи, элита страны и поддержала идею проведения нынешних досрочных выборов. «Вся структура власти построена так, как будто президент страны, всеми уважаемый господин Назарбаев, будет жить вечно. Они хотят, видно, провести сейчас, пока Назарбаев в силе, закрепить его пост еще на долгие годы, пока он, дай Бог, еще жив и будет стараться свои обязанности выполнять, — говорит замдекана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев. В общем, на самом деле, эти досрочные выборы — признак того, что казахстанская элита не знает как действовать дальше». А времени на то, чтобы это выяснить, с каждым годом все меньше.
Следите за последними событиями в нашей Twitter-трансляции.
Для тех, кого нет вконтакте
Будьте первым, кто оставит комментарий!
Вы должны быть Зарегистрированы Чтобы оставить комментарий
Вы должны быть Зарегистрированы Чтобы оставить комментарий