1603

11 октября в Белоруссии пройдут президентские выборы. Но имя нового-старого президента уже известно.

Безусловный фаворит осенних выборов — нынешний президент Александр Лукашенко. Остальные, по сути, участвуют лишь для формы. «Мы намерены не допустить легитимации итогов президентской кампании без честных и свободных выборов. И делаем это для того, чтобы не потерять Беларусь как страну. Намерены также продвинуть нашу экономическую альтернативу — программу «Миллион новых рабочих мест» — до как можно большего количества людей и надеемся, что через это увеличим количество активных участников политического процесса. Мы хотели бы иметь в Беларуси силу воздействия, давления на власть и силу, за которой готовы идти люди», — заявил один из оппозиционных кандидатов, лидер Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько. Несмотря на слово «объединенная», белорусские оппозиционеры идут на выборы по отдельности (всего около десятка человек). И шансов на успех у них практически нет.

Впрочем, белорусам грех жаловаться — Александра Лукашенко сложно назвать неуспешным или неудачным президентом. Ему удалось сохранить и даже развить промышленный сектор страны, создать устойчивую экономическую модель, а самое главное — он стал одним из немногих лидеров постсоветского пространства, которым удалось выработать своеобразную систему взаимоотношений с Москвой, претендующую на равноправие. Эта модель подразумевает крайне жесткое отстаивание национальных интересов Белоруссии и личных интересов Лукашенко с обязательным «публичным» компонентом этого отстаивания в виде громких заявлений и показательных акций. Да, в результате российско-белорусские отношения постоянно омрачают скандалы, конфликты и какие-то обиды. Однако при этом модель достаточно эффективна — Лукашенко удается продавливать Россию по торгово-экономическим вопросам (в отличие от ряда других союзных и дружественных Москве режимов, которым Кремлю обычно удается навязать свою волю) при одновременном сохранении конфликтности в определенных рамках — белорусский президент прекрасно осознает границы, за которые конфликт заходить не должен, и их не переступает. Он даже не особо заигрывает с Западом, пытаясь выстраивать многовекторную внешнюю политику — Брюссель и Вашингтон в последние годы не раз демонстрировали твердость своих гарантий лидерам стран третьего мира.

Российско-белорусские отношения являются определенной проблемой для ЕС и США (не случайно Батьку называют «последним диктатором Европы»). И очевидно, что Западу хотелось бы оттянуть Белоруссию от России. Все прекрасно понимают, что если в Минске к власти придут прозападные лидеры, то вдоль всей западной границы России будет создан санитарный кордон из недружественных государств. Останется только выбить из-под Кремля Армению, и можно будет эффективно сдерживать все попытки Москвы занять одно из лидирующих мест в европейской подсистеме международных отношений. Приятным дополнением к этому сценарию будет крах или как минимум ослабление проекта евразийской интеграции (выход Белоруссии нанесет по нему серьезный удар).

Однако, по всей видимости, на этих выборах США и ЕС не будут пытаться реализовать такой сценарий. Причин как минимум две. Во-первых, это украинский опыт. На примере второго Майдана Россия показала, что отступать больше не намерена, и будет защищать свои интересы до конца. Учитывая, что сейчас в ЕС и США превалируют сторонники отказа от эскалации конфликта, Вашингтон и Брюссель не станут открывать новых точек противостояния с Москвой ни в Молдавии, ни в Белоруссии. Во-вторых, в Белоруссии отсутствует почва для собственного Майдана. И не только потому, что Александру Лукашенко удается обеспечивать населению приемлемый уровень жизни (опыт Ливии и других стран показал, что люди все равно будут требовать политических свобод). В Белоруссии нет и не может быть того радикального местного национализма, на котором можно возвести конструкцию антироссийского протеста (ни для кого не секрет, что национализм на постсоветском пространстве обычно имеет антироссийский характер). Этому, во-первых, мешает сакрализированная память населения о второй мировой войне, а во-вторых своеобразная модель национального строительства, реализуемая Лукашенко. Фактически он создавал нацию по территориальному, а не по этническому признаку. Вплоть до того, что сам президент в публичных речах говорит не на белорусском, а на русском языке.

В этом плане «белорусскость» стала скорее уделом местной интеллигенции (часть представителей которой принципиально в публичном пространстве говорят на белорусском), а также местной оппозиции, которая противопоставляет белорусскую национальную идентичность национальной политике Александра Лукашенко.

Однако со временем ситуация может измениться. Проблема в том, что Александр Лукашенко жестко централизовал систему, замкнул основные процессы принятия решений на себя — вплоть до тех вопросов, которые должны решаться на уровне областных властей. Сам президент считает подобный подход правильным, уверяет, что таким образом у него получается не допустить воровства и злоупотреблений служебными полномочиями. Однако у этого подхода есть ряд минусов, главным из которых является невозможность нормального развития властных институтов и чувства ответственности у чиновников. И когда Батька уйдет, система может посыпаться. Тогда, возможно, Запад и попытается выбить Белоруссию из-под России. Если, конечно, к тому времени российско-европейские отношения продолжат сохранять конфронтационный характер.

Следите за последними событиями в нашей Twitter-трансляции.

Наша группа в Facebook.

Источник